3.2 Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
В методологии стиля выделяются следующие его функции:
1) стиль представляет собой проявление целостности, индивидуальности;
2) стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности;
3) стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды.
Главное в педагогическом общении - создание для учащегося ситуации успеха. Основное внимание учителя должно быть направлено на конструктивное (чтобы ученик мог опереться на отношение педагога к себе), позитивное (своим положительным отношением преподаватель учит обучаемого мыслить категориями успеха) педагогическое оценивание, которое переходит во внутреннее оценивание учеником своих стараний и полученных результатов. Если у ученика сформируется положительная самооценка своих учебных способностей, то у него будет развиваться интерес к учебе. Для реализации такого направления в работе с учащимися крайне необходимым является индивидуальный подход к ребенку, основой которого является сформированный учителем индивидуальный стиль собственной педагогической деятельности[17].
В целях воспитания личности необходимо знание и понимание ее. Важно, чтобы это изучение не составляло, как обычно, вал, поток мероприятий, воспитание «вообще», когда индивидуальная личность фактически утрачивается и всплывает только при случившихся бедах. Учащиеся предпочитают учителей, которые реже применяют дисциплинирующие воздействия, поведение которых отличается гибкостью, адекватно возрасту и индивидуальности ученика и соответствует структуре урока.
Взаимоотношения учителя с учащимися - один из важнейших путей воспитательного воздействия на формирующуюся личность школьника. Однако в деятельности учителя не всегда складываются хорошие взаимоотношения с учащимися. Во многом это зависит от стиля руководства или от стиля общения с ними, от индивидуального стиля педагогической деятельности. Для того чтобы реализовать условия педагогической деятельности в ее средства, учителю необходимо владеть гибким индивидуальным стилем. Важным компонентом гибкости является когнитивный стиль как стабильные индивидуально-психологические способы приема и переработки информации. Он характеризуется «острым» глазом и умом педагога. Когнитивный стиль включает в себя:
а) видение завуалированного в выполняемой деятельности, в том числе и латентных признаков конкретной ситуации;
б) видение впрок (заметить то, что сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра, послезавтра);
в) видение перспективы (выявление ростков нового, позитивного, т.е. того, на что можно опереться в своих педагогических решениях). Положительные или отрицательные последствия профессионализации учителя определяются его личностными особенностями как субъекта педагогической деятельности, спецификой объекта, универсальностью и содержанием педагогической деятельности.
В целом это означает умение выстраивать стратегию перспективы, в ходе стремления к которой одно цепляется за другое, в результате время начинает работать на достижение намеченного результата. Тогда педагогу «удается поймать систему за хвост»: создается сценарий, предопределяющий поведение учащегося: рефлексивное управление состоит в создании внешних педагогических условий, которые становятся внутренними условиями, регулирующими активность (поведенческую, деятельную) учащегося.
Условия педагогической деятельности превращаются в средства ее оптимального осуществления тогда, когда они:
1) содержат педагогическую «начинку» (по своей сути способствуют достижению педагогического эффекта);
2) создают благоприятные стимулы (внешние и внутренние) для актуализации творческого потенциала личности ученика;
3) становятся опорой для достижения педагогических целей (для этого требуется включение конструктивного мышления, именно оно помогает найти то, на что можно опереться в своей деятельности на данном этапе ее выполнения);
4) латентные, скрытые условия конкретной ситуации становятся объективными, «работающими» и реально влияющими на успешное осуществление педагогической деятельности, если учитель умеет видеть около, если у него развито «боковое», творческое мышление. Следовательно, психолог может помочь педагогу научиться распознавать такие условия, особенно латентные, и учитывать их в конкретной педагогической деятельности.
Хорошие учителя должны быть не анонимными, безликими, а обладать собственными манерами и персональным отношением к обучению и воспитанию. Если педагог не смог выработать индивидуальный стиль в своей профессиональной деятельности, то он не сможет занять авторскую позицию в образовательном процессе и пространстве[18].
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПОНЯТИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТИЛЬ, КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- 2.1 Универсальные принципы
- 2.2 Основные характеристики стиля обучения
- 2.3 Виды стилей педагогической деятельности
- 3.1 Понятие и сущность индивидуального стиля педагогической деятельности
- 3.2 Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
- 13.4.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Индивидуальный педагогический стиль деятельности преподавателя
- 13.4.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- 5. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- 57. Индивидуальные стили педагогической деятельности
- Функции индивидуального стиля педагогической деятельности