2.3 Виды стилей педагогической деятельности
1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватен по отношению к конечным результатам; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся, ориентируясь в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый, арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.
2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.
3. Рассуждающе - импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексии. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность, традиционность.
4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях[13].
3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПОНЯТИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТИЛЬ, КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- 2.1 Универсальные принципы
- 2.2 Основные характеристики стиля обучения
- 2.3 Виды стилей педагогической деятельности
- 3.1 Понятие и сущность индивидуального стиля педагогической деятельности
- 3.2 Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
- 13.4.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Индивидуальный педагогический стиль деятельности преподавателя
- 13.4.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- 5. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- 57. Индивидуальные стили педагогической деятельности
- Функции индивидуального стиля педагогической деятельности