2.1. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте
Вспомним: в самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то ожив-ляясь и радуясь в зависимости от характера музыки. Он также охотно включается в пение, следуя примеру взрослого. Из первых его речевых реакций -- гуления, лепета -- рожда-ется и речь, и первые попытки подражать отдельным певческим интонациям. Ребенок способен довольно длительно сосредоточиваться на рассматривании ярких игрушек. Так же несомненно и его раннее стремление ответить на веселую плясовую музыку сначала оживлением, выражающимся в улыбке, движениях рук и ног, а затем со временем и более оформившимся движением. Можно отметить раннее проявле-ние эмоциональной отзывчивости на музыку, на ритмичные прибаутки, развитие слуховых ощущений, если детей приоб-щают к музыке.
А затем появляются стихи, как яркие, сильно воздействую-щие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития.
По мере формирования различных психических функции, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, инстру-ментальная пьеса, стихи, картинка имеют всегда какое-то жизненное содержание. Поэтому вначале слушание музыки, стихов часто сопровождается показом игрушек. Это поясняет детям содержание музыки, стихов. Но постепенно они начи-нают уже понимать, что можно только спеть, только сплясать. Детям доставляет удовольствие сам процесс пения и движе-ния.
К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые дают ему известную самостоятельность, в том числе и в таких действиях, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Посред-ством рук, глаз, слуха он утверждается во всякой, в том числе и художественной, деятельности.
Ребенок небезразлично относится к окружающей обстанов-ке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, краси-вые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности. Такие слова, как «музыка», «пляска», «картин-ка», вызывают уже соответствующий настрой, желание, готовность соответственно действовать.
Все эти ранние художественные проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого. В первые же годы своей жизни ребенок осваивает очень многое. Так, начав рисовать примерно с 1,5--2 лет, ребенок к 3 годам проходит как бы подготовительный к изображению период. Он в состоянии узнавать в рисунке предмет, называть его. В движениях у него появляется намеренность. Особенно это видно, когда ребенок произвольно пытается повторить движение при лепке и рисунке, следуя показу взрослого.
Появляется и активный интерес к музыке, стихам, сказкам, выражающийся в просьбах их исполнить, в желании прогова-ривать и подпевать последующие строчки стихов и песен. Ребенок в состоянии подражать выразительным интонациям в стихах и певческим интонациям в песнях. Ярко выражено чувство ритма: ребенок склонен ритмично проговаривать про-стейшие прибаутки и стишки, но особенно это ярко проявля-ется в плясках, играх.
Итак, к трехлетнему возрасту ребенок уже накапливает небольшой запас художественных впечатлений. На четвертом году жизни развитие речи, обогащение конкретными представлениями позволяют ребенку отчетли-вее различать некоторые признаки предметов, явлений. В его речи появляются попытки и самых простейших обобщений.
Это создает возможность начинать обучение, требующее произвольного внимания и действий.
В художественной деятельности это преимущественно этап накопления простейших впечатлений. Дети жадно впитывают в себя то, что несут им звуки, краски.
Дети уже способны более целенаправленно всматриваться в картину, вслушиваться в стихи, сказку, музыку. Они привы-кают к выразительному чтению, пению, движению. Часто высказывают желание прочесть стихи, спеть, сплясать. Благо-даря этому, а также благодаря формированию голосового и, в частности, певческого аппарата и развитию слуха дети заинте-ресовываются процессом пения и выразительного чтения. Они постепенно привыкают прислушиваться к правильному, чистому пению, выразительным интонациям речи. В этих условиях мелодический и поэтический слух детей лучше раз-вивается. Дети осваивают незначительный объем музы-кально-ритмических навыков, но благодаря систематичности воспитания они уже привыкают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма. Это чувство проявляется также в декоративном рисовании -- в подборе последовательности узора. Возникают также попытки проявлять самостоятельность в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании.
Вместе с тем имеющиеся навыки носят еще неустойчивый характер и художественные переживания поверхностны.
Следующий период охватывает детей в возрасте 5--6 лет. Ребенок уже начинает понимать причины связей между явле-ниями. Он охотно пользуется словом для выражения своих мыслей, обобщает многие явления, в том числе и художе-ственные.
Художественные навыки в области рисования, лепки, пения, выразительного чтения становятся устойчивее. Благо-даря практическим упражнениям становится тоньше и диффе-ренцированнее художественное восприятие. То, что ребенок проверяет в своей практике правильность нарисованной линии, оттенок цвета в декоративном изображении, точность певческой интонации, выразительность интонаций, переда-ющих вопрос, удивление, радость, испуг, -- все это заставляет его пристальнее вслушиваться и всматриваться. Обо-гащенное новыми впечатлениями восприятие толкает, в свою очередь, ребенка и на более уверенное и произвольное дей-ствие.
Более отчетливо проявляются у отдельных детей и художе-ственные способности: наблюдательность (чувство цвета и формы в рисовании), мелодический слух (точное самосто-ятельное пение несложных песен), чувство ритма (компо-новка узоров декоративного рисунка, точное, ритмичное дви-жение). Естественно, что это осуществляется лишь при условии, если последовательно подводить детей к выполнению различных заданий: различать звуковысотные отношения, сопоставлять формы, цвета, линии и т. д.
В 5--6 лет можно уже отметить попытки детей действовать самостоятельно в музыкальных играх и плясках, не подражая 4 друг другу. Появляется стремление по-своему исполнить роль в сюжетной игре. Некоторые дети иногда предпочитают какой-либо один вид деятельности -- пение, игру, пляску, слушание музыки.
Систематические занятия позволяют отчетливее судить о наличии различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях, в том числе и в области музыкальной восприимчивости, мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Это дает возможность соответ-ственно направить музыкальное развитие детей. Ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого петь вместе со сверстниками и один, если песни ему доступны. Он склонен вносить выдумку в исполнение ролей в музыкальной игре, в хороводах, придумывать движения в плясках, высказываться о музыкальных произведениях и об исполнении своих товари-щей.
Уровень художественного развития позволяет детям самим вносить красивое в свой быт (например, украшать свой дет-ский уголок), реагировать на прекрасные и безобразные поступки (связь эстетики и этики!).
- Эстетическое воспитание средствами искусства
- I Эстетическое воспитание в системе образования
- II. Эстетическое воспитание средствами искусства
- 2.1. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.2 Эстетическое воспитание школьников
- Виноград
- На что похоже?
- Вглядись и расскажи
- Вещи, природа и люди
- Общность живого и неживого
- Лоскутки и колокольчики
- Ожившая скульптура
- Скульптор и глина
- Найди знакомых героев
- Найди картину по деталям
- Рамка с натюрмортом
- Вспомнить все