logo search
Министерство образования и науки РФ

Понятие профессиональной направленности личности старших школьников.

Любая профессиональная деятельность осуществляется на основании определенных требований, норм, режимов. Она всегда определенным образом организована, т. е. имеет свою структуру, взаимосвязь элементов, одни из которых являются ведущими, другие — второстепенными. В зависимости от целей объекта и орудий труда каждая профессия предъявляет свои требования в области знаний, умений, навыков, мастерства. Следовательно, структура каждой профессиональной деятельности, как исторически сложившаяся, определенным образом организованная, требует, в свою очередь, взаимосвязи и последовательности действий, распределения внимания, волевого напряжения, преодоления трудностей, своеобразных психических свойств личности. Психологический анализ профессиональной деятельности показывает особое значение для ее осуществления профессиональной направленности личности. 3

Под направленностью личности понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних ценностей и побуждений человека.4

Особое же внимание в современной отечественной психологии обращено на формирование профессиональной направленности – как значимого направления развития субъекта труда. Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала. На сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной направленности.

Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. 5

Есть и другие определения профессиональной направленности личности. Вот одно из них:

Профессиональная направленность личности – это совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Профессиональная направленность личности представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности или неудовлетворенности человека своей профессией.

Теоретической основой изучения проблемы профессиональной направленности стала концепция направленности личности, как динамических тенденций, С.Л. Рубинштейна. Им было выдвинуто положение о развитии личности в деятельности и поставлена проблема направленности, как «…вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами».

Вслед за С.Л. Рубинштейном в направленности выделяют два аспекта: предметное содержание (направленность на определенный предмет) и напряжение, возникающее при этом.

Содержательный аспект направленности включает ценностно-смысловые образования и цели. Они обеспечивают внутреннюю целостность личности, определяют главные и относительно устойчивые отношения человека к себе, к другим людям, к профессии и в целом к миру. Ценностно-смысловые образования выступают важнейшими регуляторами жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной.