logo search
Глава 13

Голосовая терапия

Vorce (1974) отметил необходимость ранней коррекции го­лоса у детей с нарушением слуха. Нужно поощрять такого ре­бенка, как можно шире использовать для общения голос. Роди­тели должны постоянно вызывать ребенка на разговор, даже если это не будет истинной речью, а только приближением к ней или просто случайной вокализацией. Взрослый должен реагировать на «речь» ребенка громким голосом. Это способ­ствует закреплению в сознании ребенка мысли о необходимости вокализации, и можно ожидать, что он будет использовать свой голос для общения. Раннее использование усилителей звука стимулирует вокализацию ребенка за счет обратной связи; ро­дители и другие взрослые могут закреплять эту обратную связь, имитируя голос ребенка [Pronovost, 1977]. Общая тренировка голоса помогает предотвратить развитие его тяжелых наруше­ний [D. К. Wilson, 1972]. Если позднее все же возникают нару­шения голоса, то для их коррекции прибегают к голосовой те­рапии.

Нашу общую программу голосовой терапии, несколько из­менив ее, можно использовать для исправления голоса у детей с нарушением слуха. Мы представим здесь соответствующие модификации, а также вспомогательные упражнения для глухих детей. При коррекции голоса у детей с нарушениями слуха мы рекомендуем придерживаться следующих основных положений:

  1. нужно полностью использовать остаточный слух;

  2. программа голосовой терапии должна быть строго скоор­ динирована с общей программой обучения ребенка, включаю­ щей тренировку слуха, чтение по губам, исправление артикуля­ ции, увеличение словарного запаса и формирование речи;

  3. тренировку слуха необходимо подкреплять визуальными стимулами, а также и тренировкой кинестезических и тактиль­ ных ощущений.

Наша программа голосовой терапии для детей с нарушенным слухом предусматривает полное использование возможностей слуха посредством тренировки слухового восприятия. Эта про­грамма должна базироваться на предшествующей тренировке слуха ребенка. Sanders (1971) считал, что тренировка слуха представляет собой систематическую процедуру, направленную на увеличение количества информации, которое человек полу­чает с помощью слуха. Тренировка слуха является составной частью программы обучения детей с нарушенным слухом. Она варьируется от грубого различения шумов до тонкого отличения звуков речи. Занимаясь тренировкой слуха с маленькими деть­ми, следует помнить, что детям с нарушенным слухом требуется

больше времени, чтобы отличать звонкий звук от глухого, на­пример, б —п [Bennett, Ling, 1973].

Уделяя основное внимание слуховому восприятию, мы реко­мендуем дополнять его визуальной стимуляцией, а также кине-стезическими и тактильными сигналами. По мнению Berg (1970), слуховую стимуляцию следует дополнять визуальными и так­тильными сигналами в возрасте 3—5 лет. Newe (1945) считал, что использование тактильных и кинестезических сигналов по­могает ребенку развить «внутреннее чувство», особенно в обла­сти глотки и шеи, указывающее, что желательно и что нежела­тельно. Это улучшает контроль тембра и высоты голоса. Лого­пед дает ребенку понять, когда его голос имеет правильные высо­ту, громкость и тембр. По мере тренировки ребенок приобретает способность дополнять слуховые сигналы тактильными и кине-стезическими ощущениями, возникающими в те моменты, когда его голос имеет желаемое звучание. Froescheles (1943, 1952) и Beebe (1977, 1978) для улучшения голоса детей с плохим слухом и глухих детей рекомендовали использовать жевательные упраж­нения, описанные в главе 9. Они считали, что использование этого метода и акцентирование внимания на кинестезии жевания и улучшенного голоса помогает избавиться от неправильных го­лосовых навыков и заменить их более приемлемыми. По мнению Ling и Ling (1978), обучение ребенка с нарушенным слухом навыкам речи преследует цель дать ему возможность выражать свои мысли достаточно эффективно и свободно в любых соци­альных ситуациях. Для достижения успеха необходимо начи­нать обучение речевым навыкам как можно раньше, делать это часто и систематически. Авторы также отметили, что при обучении речи нужно полностью использовать остаточный слух ребенка и что даже детей с очень тяжелыми нарушениями слуха можно научить чистой речи.