logo search
ГАК Метод рекомен

3.1. Вопросы к государственному междисциплинарному комплексному экзамену по общепрофессиональным дисциплинам по направлению «Художественное образование»

  1. Искусство в современном социокультурном образовательном процессе. Функции искусства и их реализация в художественном образовании.

  2. Цель и задачи художественного образования в рамках обязательного (общего), дополнительного и профессионального образования.

  3. Дисциплины художественного цикла и принципы их преподавания в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования.

  4. Личность ребенка как эпицентр художественно-образовательной системы. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования.

  5. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы.

  6. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для учреждений дополнительного художественного образования.

  7. Характеристика основных элементов содержания художественного образования (опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству; художественные знания, умения и навыки; опыт художественно-творческой учебной деятельности).

  8. Типы и виды уроков дисциплин художественного цикла.

  9. Методы обучения, их классификации и специфика применения на дисциплинах художественного цикла.

  10. Виды художественной деятельности учащихся.

  11. Художественное восприятие, его структура, свойства, уровни. Методы и приемы развития и активизации художественного восприятия у школьников.

  12. Современные педагогические технологии и их применение на уроках по дисциплинам художественного цикла.

  13. Возможности современных информационных и коммуникационных технологий в модернизации художественного образования.

  14. Характеристика учебно-методического комплекса по предметам художественного цикла.

  15. Художественное творчество как часть социокультурной среды.

  16. Художественные способности человека. Диагностика художественных способностей в детском возрасте.

  17. Методы и приемы развития художественных способностей у детей разных возрастных групп.

  18. Художественная творческая деятельность детей как педагогическая проблема. Методы и приемы активизации художественной творческой деятельности учащихся.

  19. Методы и приемы активизации художественного мышления учащихся разных возрастных групп.

  20. Критерии качества современного урока по дисциплинам художественного цикла.

  21. Характеристика основных компонентов профессиональной деятельности преподавателя художественных дисциплин.

  22. Личностно-профессиональные качества преподавателя художественных дисциплин.

  23. Уроки искусства в отечественной системе художественного обучения и воспитания: исторический аспект.

  24. Информатизация и компьютеризация процесса преподавания дисциплин художественного цикла.

  25. Внеклассные и внешкольные формы организации художественной деятельности учащихся разных возрастных групп.

  26. Виды и формы художественного самообразования школьников.

3.2. Вопросы к государственному междисциплинарному комплексному экзамену по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профильной подготовки по направлению «Художественное образование» профиль «Музыкально-компьютерные технологии»

  1. Музыкальный компьютер как технологическая база, звуковое художественное пространство и аккумулятор историко-культурных, социальных, эстетических, личностных смыслов в профильной и общеобразовательной школе.

  2. Возможности МКТ в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в учреждениях дополнительного образования.

  3. Характеристика современных музыкально-компьютерных программ для детского музыкального творчества.

  4. Структурно-функциональный анализ художественно-педагогического процесса: цель, задачи, средства, результат.

  5. Возможности МКТ в развитии музыкального слуха учащихся.

  6. Методические аспекты коллекционирования, хранения, научно-педагогической обработки продуктов детского музыкально-компьютерного творчества.

  7. Реализация педагогических принципов в методике преподавания МКТ.

  8. Специфика организации и проведения концертных выступлений с применением мультимедиа.

  9. Цифровые музыкальные инструменты: характеристика, специфика обучения.

  10. Основные этапы подготовки преподавателя художественных дисциплин к уроку.

  11. Особенности взаимодействия учителя и ученика в художественно-педагогическом процессе.

  12. ПК как средство развития у школьников интереса к музыкальному искусству.

  13. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий с цифровыми музыкальными инструментами.

  14. Организация певческой деятельности учащихся на уроке музыки с помощью фонограмм.

  15. Кабинет художественной дисциплины в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.

  16. Возможности компьютерных информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области музыки и других видов искусства.

  17. Специфика проведения музыкального занятия в аудитории, оснащенной музыкальными компьютерами.

  18. Организация учебного процесса на музыкальном занятии с применением МКТ (тематика, цель, задачи, методы, средства).

  19. Характеристика основных этапов обучения МКТ (докомпьютерная музыкальная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающая творческая деятельность).

  20. Возможности музыкального компьютера в реализации художественно-педагогического замысла урока музыки.

  21. Звук. Музыкальный звук. Характеристики звуковой волны. Изменение основных характеристик звука в музыкальных программах.

  22. Музыкальный ПК. История возникновения. Требования к современному музыкальному ПК.

  23. Технологии конструирования занятий с применением МКТ по созданию проектов и презентаций на основе полихудожественного и информационно-технологического подходов.

  24. Развитие музыкального мышления учащихся в условиях его общения с музыкальным компьютером.

  25. Диалоговый и образовательный потенциал МКТ: восприятие – творчество – интерпретация произведений искусства

  26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании МКТ

  27. Технология создания фонограмм к вокальным произведениям.

  28. Микшерный пульт (типы и виды, функции, архитектура). Применение микшерных пультов для одновременной записи нескольких источников звука.

  29. Усилительная аппаратура, ее основные характеристики, подбор и размещение (в студии, в концертном зале).

  30. История развития звукозаписи. Требования к ПК для создания музыкальных композиций.

  31. Понятие потока событий MIDI. Цифровой интерфейс. Типы цифровых интерфейсов. Контроллеры.

  32. Типы и виды микрофонов. Выбор микрофонов для записи различных звуков по их пространственным и частотным характеристикам. Технология записи звуков через микрофон.

  33. Программы звуковые редакторы. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).

  34. Программы секвенсоры. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).

  35. Программы музыкальные конструкторы. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).

  36. Программы автоаранжировщики как средство изучения музыкальных стилей и направлений. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).

  37. Методы устранения нежелательной естественной реверберации. Организация студии звукозаписи в домашних условиях.

  38. Классификация музыкальных инструментов по различным критериям (по способу звукоизвлечения, по источнику звука).

  39. Традиционные музыкальные инструменты (особенности звучания, диапазоны, приемы звукоизвлечения).

  40. Понятие оцифровки звукового сигнала. Разрядность, частота дискретизации. Архитектура звуковых карт. Типы и виды звуковых карт. Ведущие производители звуковых карт.

  41. Логарифмический характер восприятия громкости. Сжатие динамического диапазона и использование компрессии для улучшения восприятия звука.

  42. Особенности спектров звука музыкальных инструментов (на примере двух-трех по выбору студента). Методы улучшения выразительности музыкального звучания путем подчеркивания спектральных особенностей инструментов.

  43. Понятие стереофонии. Бинауральный слух. Пространственная локализация звука. Требования к технике безопасности при прослушивании музыкальных композиций. Охрана слуха.

  44. Типы и виды синтезаторов. Архитектура. Особенности применения.

  45. Форматы звуковых файлов. Особенности. Основные характеристики (WAV, mp.3, ogg, mid и др.). Преобразование форматов.

  46. Типы и виды музыкальных программ. Сравнительные характеристики. Особенности работы.

  47. Музыкально-компьютерные технологии как средство интерпретации художественного образа произведения искусства.

  48. Организация компьютерной аудиотеки как средство накопления слушательского опыта учащихся.

  49. Многополосные компрессоры, механические ревербераторы, их конструкции и особенности (листовые, пружинные). Цифровые приборы искусственной реверберации.

  50. Программы нотные редакторы. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).

  51. Музыкальные стили и направления в компьютерной аранжировке. Работа над произведениями различных форм.

  52. Композиция и аранжировка как формы музыкального творчества. Типы и виды аранжировки.

3.3. Вопросы к государственному междисциплинарному комплексному экзамену по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профильной подготовки по направлению «Художественное образование» профиль «Дизайн компьютерная графика»

  1. Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.

  2. Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.

  3. Перечень и характеристика графических редакторов для детского художественного творчества.

  4. Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.

  5. Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.

  6. Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.

  7. Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн-проектирования.

  8. Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики.

  9. Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.

  10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.

  11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графики.

  12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.

  13. Компьютерная графика как средство развития художественно-композиционного мышления школьников.

  14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.

  15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.

  16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусства.

  17. Организация учебного процесса на занятиях художественного цикла в детских художественных школах, детских школах искусств с применением цифровых технологий (тематика, цель, задачи, методы, средства).

  18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).

  19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях по изобразительному искусству.

  20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн - проектированию.

  21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.

  22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному ПК для работы с графикой.

  23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций на основе полихудожественного и информационно-технологического подходов.

  24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн–образования.

  25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие – творчество – интерпретация произведений искусства.

  26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.

  27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).

  28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).

  29. Роль трехмерного моделирования в дизайн-проектировании.

  30. Перечень и характеристики основных цифровых форматов.

  31. Принципы использования слоев в Adobe Photoshop. Область применения альфа-канала.

  32. Объем проектно-графических материалов в современном дизайн–проектировании.

  33. Этапы проектной деятельности в дизайне. Перечислить и охарактеризовать на примере одного из видов дизайна.

  34. Основные виды дизайна. Принципы формирования новых видов дизайна.

  35. Характеристика и область применения трехмерных программ CAD (показать их возможности на примере одной по выбору студента).

  36. Основные типы проектно-графических изображений и их характеристика.

  37. Основные категории композиции в дизайне (на примере интерьера).

  38. Основные требования к оформлению дизайн–проекта. Структура пояснительной записки.

  39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.

  40. Понятие «морфология в дизайне». Примеры морфологической структуры одного из дизайн–продуктов.

  41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.

  42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.

  43. Виды цифровых планшетов и их параметры. Возможности применения цифровых планшетов в современном дизайн–проектировании и в смежных областях изобразительного искусства.

  44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).

  45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).

  46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.

  47. Основные виды анимационных роликов. Принципы их использования в презентации дизайн–проекта.

  48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.

  49. Проблематика в дизайн–проектировании на примере школьного интерьера.

  50. Цифровой инструментарий WEB – дизайнера.

  51. Принципы композиции в контексте функционального дизайн– проектирования на примере промышленной формы или среды.

  52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.