6.2.1 Понятие и структура педагогического процесса
Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс»./Марченко/
Основные компоненты педагогического процесса.
Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Он имеет уже специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания — из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Педагогический процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, коммунистического воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру.
Структура педагогического процесса .
Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов, вот они :
1 Цель ; 2 Принципы; 3 Содержание; 4 Методы; 5 Средства; 6 Формы.
- 6 Педагогическая часть
- 6.1 Общая характеристика дисциплины и темы занятия дипломного проекта.
- 6.2 Технология проектирования урока
- 6.2.1 Понятие и структура педагогического процесса
- 2. Принцип научности
- 3. Принцип доступности
- 4. Принцип наглядности
- 5. Принцип сознательности и активности
- 6.2.4 Содержание педагогического процесса
- 6.2.5 Методы педагогического процесса
- 6.2.6 Педагогические средства обучения
- 6.2.7 Педагогические формы, как способ организации процесса обучения
- 6.3 Методика проведения занятия по теме «Картофелесажалка с ленточным высаживающим аппаратом»