logo search
StudMed

§ 1. Исторические представления о педагогическом процессе как целостном явлении

Обращение к истокам возникновения педагогической профес­сии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках диффе­ренциация и интеграция привели сначала к разграничению, а за­тем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встре­чаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта, отмечав­шего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характе­ра) без обучения есть цель, лишенная средства.

Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство админист­ративного, учебного и воспитательного элементов школьной дея­тельности. От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без ко­торой она является декорациями, закрывающими от непосвящен­ных пробел в общественном воспитании1. Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последовате­лей — Н.Ф.Бунакова, П.Ф.Лесгафта, В.П.Вахтерова и др.

Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф.Каптерев. Общеобразовательный курс школы по его замыслу был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершен­ствования личности гражданина.

Большой вклад в развитие представлений о целостности пе­дагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко-Однако начиная с 30-х годов основные усилия педагогов были

1 См.: Ушинский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. — М., 1988. Т. 1.-С. 171.

196

аПравлены на углубленное изучение обучения и воспитания как оТносительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобно­вился в середине 70-х годов. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю. К.Бабан-ский, М.А.Данилов, В.С.Ильин, В.М.Коротов, В.В.Краевский, З.Т.Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.). Это объясняется сложно­стью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагоги­ческого процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно «только на основе методологии системного подхода.