18 . Проблемный подход в обучении биологии.
Проблемное обучение основано на создании особою вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактическою содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблем.ситуация – это осознанное затруднение, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, сравнивать, обобщать.
В основе проблемной ситуации лежит противоречия между знаниями и фактами, для объяснения которых прежних знаний недостаточно. Проблемная ситуация вызывает у школьника интерес.
Для проблемной ситуации на уроке биологии важно использовать:
Жизненные наблюдения ребенка
Факты из истории развития науки
Примеры нерешенных научных проблем
Проблему можно формировать в виде вопроса.
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение. Учитель формирует проблему и сам же ее решает, выдвигая гипотезы и опровергает/подтверждает их. Дети становятся соучастниками научного поиска. Образец размышления
Частично – поисковый (поисковый) . Учитель создает проблемную ситуацию, выдвигая проблему, а для ее решения привлекает школьников. Если степень самостоятельности детей не столь высока, то частично-поисковый метод.
Исследовательский. Дети сами осознают проблему, намечают план ее решения, выдвигают гипотезы, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают.
В науке принято делить исследов. На 2 группы; 1. Научно – исследовательская деятельность 2. Учебно-исследовательская деят.
Методика проблемного урока: (план)
Создание проблемной ситуации. При переходе к теме учитель задает вопрос. (Сколько весит скелет человека весом 60-80 кг)
Называются варианты ответа.
Выдвигают проблему. (Как объяснить прочность и легкость костей?)
Выдвигаются гипотезы
Связано со составом и строением костей.
Нахождение путей решения
Учитель организует самостоятельную работу по определенным направлениям в этой теме.
Работа с учебниками
Практическая работа
Формирование выводов
19 -20. Методика уроков с морфологическим, анатомическим, физиологическим содержанием в разделах биологии 6 класса: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Живой организм». + 7 класс: «Животные», «Разнообразие живых организмов».
Типы урока могут быть: изучение нового материала, обобщающий урок, учетно-проверочный урок, комбинированный. Виды: урок лекция (объяснительно-иллюстративный), урок-семинар, лабораторный урок, зачетный урок.
Урок освоения нового материала. Большинство уроков, решение самых разных задач. Образовательные- введение, усвоение основных понятий, закрепление. Воспитательные и образовательные – исходя из содержания. Структура вариативна: лабы, кино-урок, семинар и тд. На этом же уроке можно проводить учет знаний. Важный момент – обобщение и закрепление знаний. Соотношение времени может быть разным в зависимости от возраста.
Обобщающий урок. Семинар, конферениця, деловые игры, кино-урок. На средней ступени может применятся метод беседы по основным вопросам темы. Структура: 1.постановка задач. 2. Повторение основных вопросов темы. 3. Выявление ведущих идей и систематизация знаний. 4. Обсуждение наиболее трудного и важного материала. 5. Подведение итогов.
На всех этапах учитель оценивает знания учеников.
Учетно-проверочный урок проводится в конце изучения темы, главы, раздела. Основная задача – контроль знаний и умений.
21. Особенности лабораторных уроков в разделах биологии 7 класса: «Животные», «Разнообразие живых организмов». Методика специфического для урока биологии лабораторного урока. Задачи: Образовательные (усвоение новых понятий), Развивающие (формирование и развитие умений интеллектуальных, практических, организационных), Воспитательные ( научить делать мировоззренческие выводы).
Чаще всего отсутствует учет знаний. Структура:1. Вступительная, вводная беседа, в процессе которой актуализируются знания по теме, выясняются задачи урока, инструктаж о проведении работы. 2. Самостоятельная работа учащихся – они наблюдают, ставят опыты. Познавательная деятельность. 3. Оформление результатов. 4. Заключительная беседа, подведение итогов.
- 8. Преемственность содержания школьного биологического образования. Анализ учебников и учебно-методических комплектов разных действующих линий.
- 11. Компетентностный подход к обучению биологии.
- 14. Виды учебной деятельности. Классификация самостоятельных работ и их характеристика.
- 15. Формы организации учебной деятельности.
- 16. Учет знаний учащихся. Тестовый контроль.
- 18 . Проблемный подход в обучении биологии.
- 22. Требования к организации самонаблюдений школьников в разделе «Человек и его здоровье».
- 23. Половое и гигиеническое воспитание школьников.
- 24. Формирование интеллектуальных умений на уроках биологии.
- 25. Материальная база обучения биологии: кабинет, пришкольный участок, их значение. Структура учебно-опытного участка, значение отделов. Методика полевых опытов.
- 26. Экскурсии при обучении биологии: организация и методика проведения.
- 27. Методический анализ тем: «Клетка – структурная единица живого», «Основы генетики», «Возникновение и историческое развитие жизни на Земле», «Место человека в биосфере».