logo search
Министерство образования и науки РФ

Профессиональная направленность личности как фактор профессионального самоопределения старших школьников.

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. 10

Профессиональное самоопределение является длительным процессом формирования личностью системы отношений к профессионально-трудовой среде, профессиональных планов и намерений в профессиональном выборе. Профессиональное самоопределение, будучи составной частью личностного самоопределения, предполагает формирование отношения к себе как будущему или настоящему профессионалу на основе осознанно принятых человеком критериев профессионализма.

В качестве содержания профессионального самоопределения в рамках различных направлений выделяются разные компоненты. В деятельностном направлении педагогики компонентами профессионального самоопределения выступают профессиональная направленность и профессиональное самосознание.

Профессиональная направленность личности определяется как система мотивов, предпочтений индивидом конкретной профессиональной деятельности (или сферы профессиональной деятельности), которая складывается в процессе профориентационных воздействий на личность.

Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией. В свою очередь возникновение профессиональной направленности, в самом общем виде, обусловлено уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями.

Кроме того, в понятии профессиональной направленности можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную характеристику: полнота и уровень направленности личности.

Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения. Вместе в профессиональной направленностью, либо несколько позднее, формируется профессиональное самосознание, представляющее собой рефлексию личности на складывающиеся интересы и склонности, возникающие под влиянием профессиональной направленности личности.

В рамках личностного подхода в качестве структурных элементов профессионального самоопределения выделяют ценностно-мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты

В качестве ценностно-мотивационного компонента выступают ценностные ориентации старших школьников в сфере профессиональной деятельности, в качестве когнинтивного - профессиональные знания, знания по специальным дисциплинам, представления о различных профессиях, их требованиях, предъявляемых человеку, профессионально важных качествах, склонностях и возможностях, о различных сторонах своей личности и о себе как потенциальном участнике профессиональной деятельности, а также знания о требованиях рынка труда. Операциональный компонент представлен умениями самопроектирования, то есть деятельность студента по построению собственной стратегии профессионального роста.

Итак, профессиональная направленность личности – это совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью.