logo search
Сурс

2.Сущность понятия «профессиональное самоопределение».

В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как "не о ребенке", подросток начинает чувствовать себя взрослым и имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими. В поведении и деятельности подростка проявляются такие виды взрослости, как: подражание внешним признакам взрослого, равнение подростков на качества "настоящего" мужчины, женщины, интеллектуальная взрослость, социальная зрелостью И именно она имеет наибольшее значение для формирования готовности к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах, их источниками могут стать учителя, родители, сверстники. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении, в труде, в самооценке личности. И это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые, в основном, включен подросток. Благодаря школе формируется эмоциональная и социальная жизнь подростка, его представления о себе и о том, что думают о нем другие. Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:

•развитость потребностей, так как это главный источник активности человека и они лежат в основе направленности личности; •нравственные установки; •ценностные ориентации; •самосознание; •становление и развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности

Для характеристики готовности к трудовой деятельности приняты единые критерии, на которых стоит остановиться несколько подробнее , так как основная задача учителя и всего учебного процесса в целом, состоит в том, чтобы ученик соответствовал этим критериям.

Критерий информированности - предполагает знание учащимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека. Критерий мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением. Критерий деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения.

Вышеперечисленные критерии служат ориентиром и учителям и ученикам. Зная эти критерии учителя в своей педагогической деятельности формируют у учащихся те качества личности, которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни. Учащимся же любого возраста, а учащимся 9-го класса особенно, знание этих критериев дает возможность иметь представление о самом себе, своих умениях, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах. Для того, чтобы учащиеся получили о себе такое представление, могут быть использованы все методы психологического обследования учащихся, которые применяются в научно- исследовательской работе. Однако многие из них достаточно трудоемки, рассчитаны на применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к тестам, анкетам, упражнениям, наблюдению, анализ документов, эксперименту. Основными диагностическими инструментами являются тесты и анкеты. Они могут быть как индивидуальными, те есть предназначенными для работы с каждым испытуемым в отдельности, и групповые, допускающие одновременное тестирование целой группы испытуемых. Как показала практика, наиболее удобны в использовании групповые тесты, так как можно сразу получить информацию о некотором количестве учащихся, сделать выводы об общих и частных явлениях, характерных для данных учащихся. При использовании тестов необходимо учитывать и то, что тесты, предназначенные для изучения детей одного возраста, как правило, не подходят для исследования детей другого возраста и требуют возрастной адаптации. Важной особенностью практического применения тестов,которую следует принимать в расчет в выводах, делаемых о детях, является привыкание к тестам, а так же относительная изменчивость, непостоянство их результатов. Если один и тот же тест применять повторно, несколько раз подряд, то со временем дети привыкнут к нему и будут отвечать не задумываясь, или преднамеренно изменять свои ответы, чтобы не повторяться.У многих детей, особенно 5-6 класса, при заполнении длинных тестов-опросников быстро наступает утомление от монотонной и однообразной деятельности, они невольно начинают изменять свои ответы или тестируемые действия, чтобы избавиться от пресыщения. Для того, чтобы по этим причинам не происходило изменений результатов тестирования, не рекомендуется пользоваться одними и теми же тестами подряд несколько раз. Между очередными тестированиями должен быть большой интервал времени, например, в начале учебного года и в конце. Большое влияние на результаты тестирования оказывает так же понимание детьми обращениях к ним вопросов, мера осознания ими изучаемых качеств. Для этого при тестировании необходимо добиваться того, чтобы дети правильно однозначно понимали стоящий перед ними вопросы. С учетом этих факторов была составлена система тестов и анкет, предназначенная для диагностики процесса формирования интересов, качеств личности учащихся, их готовности к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению. Эти тесты частично разработаны мною, взяты из различных журналов, из книги "Практикум по выбору профессии", а так же использованы тесты и анкеты, разработанные доктором педагогических наук Гриншпун Е. С., кандидатом психолого-педагогических наук Глосмштоком А. Е., кандидатом психологических наук Климовым Е. С. Тесты и анкеты расположены в системе по принципу "от более простых к более сложным" и могут использоваться как в системе, так и самостоятельно, с учетом возрастных особенностей учащихся.

3.Системный подход к профессиональному самоопределению: профессиональное просвещение, профессиональное убеждение, практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии, дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся.

Под профессиональным самоопределением мы подразумеваем отождествление своего «Я» с профессией,  профессиональное самоосознание базирующееся на  особенностях нейродинамики и задатках и формирующееся через усвоение поведенческих стереотипов и профессиональных ролей.

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода