Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — «это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях». Он используется для изучения конкретных фактов, определенных зависимостей между педагогическими воздействиями, специально создаваемыми исследователем. Чаще всего ставится цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (содержания, методов, приемов музыкального воспитания и обучения, организационных форм работы с детьми). С помощью эксперимента апробируется и совершенствуется разработанная исследователем методика, определяющая те условия, при которых данная система дает лучшие результаты.
Педагогический эксперимент является комплексным методом научного познания и включает в себя целенаправленные наблюдения, беседы с испытуемыми, анкетирование, изучение творческих работ и др. Успешное его проведение требует понимания сущности его целей, задач, владения определенной суммой теоретических знаний, а также педагогического мастерства, организаторских способностей, владения различными методиками работы с испытуемыми.
В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный (клинический). Естественный проводится в форме обычных занятий. Лабораторный эксперимент имеет вспомогательное значение и проводится в специально созданных условиях с небольшой группой испытуемых или с одним из них.
Чаще всего педагогический эксперимент включает в себя три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный (итоговый).
Констатирующий эксперимент имеет целью выявить начальный Уровень музыкального развития группы детей или одного ребенка, развития какой-либо определенной способности, умений, знаний в конкретном виде музыкальной деятельности и др. В ходе его обычно подтверждается необходимость исследования выбранной темы. Формирующий эксперимент предполагает обучение детей основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающейся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности.
Контрольный эксперимент (его еще называют заключительным! или итоговым) завершает педагогический эксперимент. На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых или условий их музыкального развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольной: экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.
- Вопросы для контроля
- Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики.
- Вопросы для контроля
- Раздел п. Теоретические и дидактические основы музыкального воспитания детей с нарушениями в развитии Методы исследования музыкального развития детей с проблемами в развитии
- Метод наблюдения
- Педагогический эксперимент
- Изучение и обобщение педагогического опыта
- Анкетирование, беседа, интервью
- Изучение детских творческих работ и документации учебно-образовательного учреждения
- Работа с литературными источниками
- Вопросы для контроля
- Роль музыкальной деятельности в психическом развитии проблемного ребенка
- Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами
- Дети 3 — 4 лет
- Дети 4 — 5 лет
- Дети 5 — 7 лет
- Вопросы для контроля
- Педагогические технологии коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии
- Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию музыкального восприятия
- Вопросы для контроля
- Основные направления коррекционной работы средствами музыки в доу компенсирующего вида
- Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания
- Восприятие музыки
- Детское исполнительство (пение, движения под музыку, музицирование)
- Вопросы для контроля
- Организация музыкальных занятий
- Вопросы для контроля
- Значение музыкального воспитания для коррекции недостатков речевого развития
- Вопросы для контроля
- Организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий с дошкольниками в доу компенсирующего вида
- Музыкально-игровая деятельность вне занятий
- Музыкально-дидактические игры
- Вопросы для контроля
- Музыкальное воспитание детей с нарушениями в развитии в условиях семьи
- Семейные праздники
- Вопросы для контроля
- Дополнительная литература