Принципы и методы педагогической психологии Принципы педагогической психологии
Формирование современной педагогической психологии определяется гуманитарными идеалами научности, направленными на становление самостоятельного, жизнеспособного человека как уникального духовного образования в условиях обучения и воспитания.
Принцип социальной целесообразности. Развитие педагогической психологии обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в рамках образовательной системы и в обществе в целом, которые определяют социальную целесообразность тех или иных действий теории и практики. Так, на настоящем этапе социально целесообразным становится создание таких образовательных систем, которые способствуют воспитанию самостоятельной, автономной личности, способной к определению и реализации целей собственного развития и дальнейшего развития общества.
Любое психическое явление или система, ставшие предметом изучения педагогической психологии, анализируется с точки зрения социальной целесообразности на двух уровнях:
- уровень адаптации (непротиворечие индивидуальных норм субъекта общественным требованиям при обеспечении своей жизнедеятельности);
- уровень преобразования себя и общества (создание новых общественно-исторических форм, способствующих развитию данного человека (системы) и прогрессу общества в целом).
Принцип единства теории и практики. Образовательная практика является основным источником проблем для теоретических и экспериментальных исследований педагогической психологии, а также критерием оценки их результативности. Психолого-педагогическая теория и практика взаимно влияют друг на друга.
Выделяются три ключевых вопроса при организации взаимодействия теории и практики педагогической психологии:
Зачем? Поиск смысловых оснований применения новых психологических знаний человеком (вовлечение человека в событийную общность с новым знанием и с психологом, приобретение личностного смысла в новом знании, приобретение потенциала для совершения дальнейших преобразований).
Что? Определение целей психологического воздействия (в зависимости от понимания природы человека и его развития);
Как? Оценка эффективности применяемых психотехник (целесообразность применения, характер влияния психолога, краткосрочные и долгосрочные результаты влияния психолога и т.д.).
Принцип развития. Целью любого воздействия теории и практики педагогической психологии является становление, развитие участников образовательного процесса и системы образования в целом. Любое явление и процесс изучается в развитии и становлении, а не в качестве завершенной системы. Эффективная система образования и воспитания гармонично сочетает в себе развитие трех типов:
- рост и созревание - приобретение психических новообразований путем их биологического вызревания в процессе онтогенеза без активного вмешательства со стороны участников образовательного процесса. Примерами образовательных систем, основанных на данном типе развития, являются системы
свободного воспитания личности (Вальдорфская школа, школа М. Монтессори и др.);
- формирование - приобретение психических новообразований за счет интериоризации общественного опыта и норм, активно транслируемых взрослыми участниками образовательного процесса. Образовательные подходы, основанные на данном типе развития, - бихевиористический и деятельностный;
- преобразование - приобретение психических новообразований через самостоятельный поиск средств собственного психического развития. Данный тип развития осуществляется при содействии взрослых участников образовательного процесса, основная задача которых состоит в создании возможностей для самосовершенствования ребенка. Гуманистическая педагогика, экзистенциально-гуманистический и субъектный подходы к образованию реализуют данный принцип развития на практике.
Принцип детерминации позволяет устанавливать взаимосвязь предмета исследования с предыдущими или последующими событиями и отношениями его жизни, прогнозировать его дальнейшее поведение в зависимости от определенных воздействий среды. Выделяется два типа детерминации:
Каузальная детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда событие/отношение прошлого опыта неизбежно приводит к формированию определенного психического качества человека. Например, девиантное поведение подростка позволяет предположить наличие неблагоприятных факторов семейного воспитания данного ребенка и выработать программу их оптимизации. Недостатками интерпретации, построенной на каузальной детерминации, являются влияние стереотипов, а также жесткая привязанность к прошлому опыту субъекта, невозможность рассмотрения уникальных возможностей субъекта в преодолении каких-либо трудностей.
Целевая детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда цели и ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность. Психологическая помощь девиантному подростку в данном случае будет строиться на основе выявления его жизненных целей и ценностей, а также формирования самостоятельных навыков достижения данных целей.
Принцип системности. Предмет исследования рассматривается как компонент системы, имеющей самостоятельную цель функционирования. В педагогической психологии целью любой системы является развитие ее участников, осуществляемое на различных уровнях:
индивидуальном, который включает в себя генотипические, когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, личностные особенности и т.д.;
социальном, в котором содержатся коммуникативные навыки участников, выполнение социальных ролей, принципы существования социальной общности и т.д.;
духовном, имеющем ценностно-смысловые основания существования человека, субъектность человека - баланс между индивидуальными и социальными детерминантами поведения, отраженную субъектность - вклад в культуру и жизнь других людей.
После того как установлен состав уровней системы, анализируются взаимоотношения между ними, выявляются закономерности их функционирования, изучается генезис системы и системные качества изучаемого предмета.
- Учебник для вузов педагогическая психология - Учебник...
- Предисловие
- Предмет, задачи и структура педагогической психологии
- План семинара
- Основная литература
- Принципы и методы педагогической психологии Принципы педагогической психологии
- Методы педагогической психологии
- Характеристика методов
- Исторические аспекты развития педагогической психологии
- Образование как социокультурный феномен Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества
- Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества
- Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса
- Задачи становления субъектности на разных этапах онтогенеза
- План семинара
- Дополнительная литература
- Концепции педагогического процесса и его психологические основания
- Цели образования
- Роль целостной личности в образовании
- Традиционные концепции образования
- Культурологический подход в образовании
- Альтернативные концепции
- Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-ориентированной образовательной парадигме
- Принципы проектирования содержания и методов образования
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Психологические исследования труда учителя
- Дополнительная литература
- Место психологии в деятельности педагога Проектирование педагогической деятельности. Рефлексивная психология и ее место в деятельности педагога.
- Педагогическое общение
- Компоненты педагогического общения
- Функции педагогического общения
- Принципы гуманизации педагогического взаимодействия
- Ситуация как структурная единица педагогического общения
- Объективная реальность
- Психологическое обеспечение педагогического общения
- Практические рекомендации учителям по разрешению педагогической ситуации
- Предпосылки успеха в педагогическом общении
- Техника педагогического общения
- Причины возникновения проблемной ситуации в деятельности учителя
- Психология педагогического воздействия Понятие педагогического воздействия. Стратегии воздействия
- Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия
- Пример из практики
- Пример из практики
- Виды педагогического воздействия
- Конструирование ситуаций педагогического воздействия с позиций рефлекторной модели психики
- Теория ролей и конструирование ситуаций педагогического воздействия
- План семинара
- Педагогические способности Роль педагога в образовании как процессе развития способностей
- Соотношение общих и специальных (педагогических) способностей
- Уровни педагогических способностей
- Значение педагогических способностей
- Структура и динамика педагогических способностей
- Уровни результативности деятельности учителя
- Закономерности и механизмы развития педагогических способностей
- Показатели уровня развития педагогических способностей
- План семинара
- Индивидуальные стили педагогической деятельности Психологическое сопровождение индивидуального стиля деятельности педагога
- Соотношение типического и индивидуального в деятельности педагога
- Страницы: ← предыдущая следующ
- Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
- Влияние педагогической ситуации на проявления личностных качеств учителя
- Влияние личности учителя на педагогическую ситуацию
- Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности
- Виды стилей деятельности учителя
- Проблема компенсации и индивидуального стиля деятельности
- Психологические механизмы индивидуального стиля общения
- Приемы противостояния манипулированию
- Страницы: ← предыдущая следующая →
- Глава 4. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития педагога
- Модели работы психолога с педагогами (характеристика подходов)
- План семинара
- Дополнительная литература
- Психологическое обеспечение деятельности педагога
- Индивидуальная работа психолога с учителем
- Предмет работы ведущего в группе
- Работа с личностью
- Работа с группой
- Роль психолога в тренинге
- Методические средства, используемые в тренинге
- Активные методы обучения в работе с педагогами
- Страницы: ← предыдущая следующая → Психология педагогического коллектива
- Психологические основы организации педагогической деятельности
- Глава 5. Психология воспитания
- Основные понятия психологии воспитания
- Психологические аспекты воспитательных технологий
- Особенности воспитания на разных возрастных этапах
- Влияние семьи на формирование личности
- Воспитание ребенка в семье Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности
- Влияние матери и отца на развитие ребенка
- Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
- Диагностика родительско-детских отношений
- Модели работы психолога с семьей
- Индивидуальное консультирование родителей
- Родительские группы
- План семинара
- Роль воспитания в моральном развитии личности
- Основная литература
- Воспитание личности в культуре
- Роль игры в воспитании личности
- Классификация игр
- Роль игры в психическом развитии ребенка
- Игра как метод психологической коррекции и терапии
- Влияние средств массовой информации на воспитание личности
- План семинара
- Основная литература
- Воспитание личности в изобразительной деятельности
- Влияние сказки на формирование личности
- Психологический анализ сказок
- Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка
- Сказка как метод психологической диагностики
- Четвертая сказка: «Похороны»
- Роль детского коллектива в воспитании личности
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 6. Психология обучения Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность Задача психологии обучения
- Психологические составляющие обучения
- Учебная деятельность как система
- Концепции обучения и их психологические основания
- Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения
- Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения
- Приемы и техники управления учащимися на уроке
- План семинара
- Психологические аспекты компьютеризации образования
- План семинара
- Приложения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи службы .
- 1. Целями Службы являются:
- 2. Задачи Службы:
- III. Организация деятельности службы
- IV. Основные направления деятельности службы
- V. Обеспечение деятельности службы
- Правила общения с ребенком
- Клюева Надежда Владимировна,
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,