logo search
ShPOR_MPL

10. «Скрытые» формы анализа текста.

Скрытые формы анализа текста УСТНОЕ СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ. этот приём опирается не только на работу мысли, но и на творческое воображение учащегося, т к необходимо умение увидеть картину, обстановку, в которой производится действие. Нужно отбирать точные и выразительные слова, стремиться пробудить у слушателя чувства, которые испытывает сам рассказчик. Логика работы: -выявление темы (что нам надо представить и нарисовать?) - идейный смысл (какие мысли и чувства будем стремиться вызвать в слушателях?) - работа над художественным мастерством, художественной деталью (нужно найти авторские художественные детали и найти свои слова, помогающие увидеть картину и передать впечатления от неё.) словесная картина д. б. детальна и лаконична. Нужно воспитать умение у детей искатьточную и всеопределяющую деталь. Сложностью для устного словесного рисования является тексты, где дано детально развёрнутое описание с большим кол-вом зрительных образов. СОСТАВЛЕНИЕ КАДРОВ ДЛЯ КИНОФИЛЬМА

этот приём близок устному словесному рисованию. Он предполагает элементы ТВ-ва. Если он используется первый раз, нужно дать краткие свеления о том, как создаётся фильм, нужно сказать о режиссёре, операторе, звукорежиссёре. Пример: «Тарас Бульба». Тарас с сыновьями едет в Запорожскую сечу. Автор рисует степь. Можно составить три кадра: степь утром, днём, вечером. Например, описание утра в степи. Как назовём фильм? что донести до зрителя? выявл. идейного смысла. Мы должны увидеть красоту степи, пробудить чувство гордости. Какие кадры увидит зритель на экране: 1 кадр: степь днём. Обращение к анализу текста. Как автор рисует степь? Какое чувство рождает эта картина? Чем хороша степь? Что прежде всего поражает Гоголя? Какие сравнения исп. автор для изобр. степи? После ставим задачу: как всё это передать в кино. Например: 1 кадр. С художниками уточнить фон, с композиторами выбрать музыку. Какие слова будут идти за кадром?(выбрать). На данном этапе можно обратиться к работе над выразительным чтением. Что заставляет нас видеть автор? Работа с худ. деталью. Можно предложить учащимся обр. к звукам, представить небо над степью и т д.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ это трансформация текста, которую лит. материалу придаёт драм. форма, без разыгрывания Трансформация текста состоит из 3х частей: хар-ка героев; опис-е места действия; диалог. Логика работы: - чтение произведения; - подготовительная работа (чтение по ролям, устное словесное рисование места действия или внешнего вида персонажа, составление ремарок и реплик, обучение диалогу, придумывание декораций) - обучение составлению инсценировки (состав сюжета/плана инсценировки, выбор мат-ла из текста для описат. моментов, письменное оформление инсценировки)