2.Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностного развития.
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Health promotion (укрепление здоровья).
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
-
воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
-
окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
-
отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
-
питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
-
движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
-
гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
-
закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
-
эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
-
интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
-
духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
-
социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
-
инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
-
личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
- Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
- 1.Детство как предмет научного исследования.
- 3.Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Преодоление феномена «отчуждения» детей от школы.
- 1.Понятия «аксиология», «педагогическая аксиология».
- 1.Экономические установки, идеи, взгляды и уклады как часть научного мировоззрения учащихся, пути и методы ее формирования.
- 2.Сущность понятия «профессиональное самоопределение».
- 3.Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся во внеклассной работе.
- 1.Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека, содержание и технологии формирования экологической культуры.
- 2.Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностного развития.
- 3.Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни.
- 4.Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни.