19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
Особенности обучения и воспитания детей с нарушенным слухом раскрыты в работах многих отечественных сурдопедагогов (Б.Д. Корсунской, Э.И. Леонгард, Э.В. Мироновой, Л.П. Носковой, Т.В. Пелымской, Н.А. Рау, Е.Ф. Рау, Н.Д. Шматко и др.).
Родители сами выбирают, отдавать ребёнка в специальное детское учреждение или заниматься с ним дома. В случае предпочтения семейного воспитания педагогическую помощь детям оказывают сурдопедагоги, педагоги консультативных групп, групп кратковременного пребывания, организуемых при специальных дошкольных учреждениях, а также специалисты центров реабилитации слуха и речи.
Ориентируясь на рекомендации специалистов, родители могут проводить различные занятия, реализующие необходимую педагогическую помощь, содействующую общему развитию детей, преодолению последствий первичного дефекта.
Воспитание и обучение в семье происходят в течение всего дня, в процессе выполнения всех режимных действий, во время игр, в свободной деятельности. Очень важна правильная организация быта ребёнка, режима дня, адекватно соответствующего его возрасту, физическим и эмоциональным возможностям. Ежедневно проводятся специальные занятия, в которые включаются разнообразные виды деятельности, чередование которых исключает появление у ребёнка усталости. Обязательным является создание в семье слухоречевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребёнком всех близких ему людей. Использование СА также необходимый залог успеха работы с неслышащим ребёнком.
В решаемые родителями задачи семейного воспитания входит ознакомление и закрепление у ребёнка культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, приучение его к порядку, аккуратности, бережного отношения к игрушкам, книгам; развитие стремления к полезной деятельности, к посильным трудовым процессам. Однако особое внимание следует уделять продолжению работы специалистов по формированию речи и закреплению речевых навыков, развитию слуховой деятельности, коррекции отклонений в физическом развитии.
Педагогическая помощью глухим и слабослышащим детям в условиях семейного воспитания предусматривает проведение работы по развитию речи, которая предполагает формирование языковой способности, помощь в овладении речевым процессом и практическом усвоении языкового стандарта, а также содействие накоплению словаря, уточнению значений слов и построению фраз. Основой для такой работы служат различные виды деятельности, которые имеют развивающий характер.
В условиях семьи необходимо вести планомерные занятия по развитию его устной и письменной речи. Важное значение имеют и своевременно сформированные предпосылки успешного обучения, что связано с развитием зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, подражания. Так, для совершенствования зрительного восприятия используются яркие игрушки, разноцветные палочки, шарики, которые ребёнок учится отбирать сходные предметы, одинаковые и разные цвета и сравнивать их. Произносительные умения детей формируются и закрепляются на основе развивающегося слухозрительного восприятия и фонетической ритмики. Все занятия проводятся в форме игры, что способствует поддержанию у детей интереса и активности. Частое повторение артикуляции содействует тому, что она постепенно приобретает чёткость и лёгкость. Одновременно детей учат контролировать произношение с помощью зрения и осязания.
Работа по формированию произносительной стороны речи тесно связана с развитием слухового восприятия глухих и слабослышащих. В её содержание входят знакомство со звучанием игрушек; различение и опознавание на слух знакомого речевого материала и т.д. Развитие слухового восприятия осуществляется и на специальных занятиях, и в разных видах деятельности в быту.
В семейном воспитании детей со слуховой недостаточностью большое внимание уделяется обучению чтению. При этом широко используются таблички с написанными словами и фразами. Родители вместе с детьми изготавливают и читают книжки-самоделки, отражающие занимательные события жизни ребёнка.
Педагогическая помощь оглохшим детям в условиях семьи прежде всего направлена на восстановление их речевого общения. Э.В. Миронова и Е.Ф. Рау отмечают, что сразу же после установления диагноза следует как можно скорее предоставить ребёнку возможность восприятия речи окружающих людей посредством новых для него каналов – зрительного, слухозрительного, зрительно-вибрационного.
В пределах речевого опыта оглохшего ребёнка важно обеспечить понимание обращённой речи. Для этого родителям рекомендуется в условиях повседневной жизни многократно произносить названия известных ему предметов, которые в данный момент находятся в руках взрослого либо в поле внимания и действий ребёнка. Постепенно необходимо его приучать смотреть на говорящего человека.
Достижение понимания оглохшим дошкольником обращённой речи требует от родителей определённых действий:
Повторения ими всего, что произносит ребёнок, так, чтобы он видел лицо, губы говорящего;
Поощрения любого высказывания ребёнка, повторяя его до тех пор, пока на нём сосредоточено внимание;
Выполнение просьбы ребёнка лишь в случае сопровождения её речевыми действиями, конечно, с учётом его речевых возможностей;
Реагирования на обращённую речь ребёнка с демонстрацией сопровождающего её эмоционального состояния выражением лица и словами.
Родителям необходимо обращать внимание ребёнка на опорные слова предложения – в его начале, середине и конце. Говорить рекомендуется голосом разговорной громкости. В специально организуемых играх взрослым можно и нужно показывать детям, как здороваться и прощаться с игрушками, благодарить их, хвалить, порицать, т.е. обращаться с ними, как с живыми. Ребёнок охотно подражает этим действиям, а затем переносит образец речевого поведения на повседневные ситуации. Так постепенно формируется зрительное внимание к речи, к движениям губ окружающих.
В доступных формах деятельности развивается ситуативная речь. Важно побуждать ребенок стремится говорить в различных ситуациях повседневной жизни. Для этого постоянно следует организовывать мотивированное речевое общение с ним, удовлетворяя желания и просьбы ребёнка только после правильного употребления им речевых единиц. Важно постепенно расширять круг общения ребёнка, привлекая родственников и близких знакомых. Надо учить ребёнка складывать слоги из этих букв и параллельно предлагать таблички с целыми словами, которые он будет читать глобально. Одновременно следует вводить глаголы в повелительном наклонении. Таблички со словами-глаголами представляют для детей большие трудности, чем таблички со словами-существительными, поэтому при использовании в общении глаголов надо опираться на ситуации, в которых ребёнок выполняет действия в ответ на соответствующий сигнал. В качестве такого сигнала может служить естественный жест совместно с артикуляцией.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.