logo search
ответы на экзаменационные вопросы

Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе.

Использование методов формирования сознания в целости педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова.

Обратимся к характеристике основных методов данной группы.

Рассказ — последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавав гуманитарных предметов, а также при изложении библиографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни.

К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательно изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительно (10—15 мин в начальных классах и 30—40 мин в старших).

Беседа как метод организации познавательной и ценностно-риентировочной деятельности использовалась с давних времен. средние века широко применялась так называемая катехизинская беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком яде беседа не используется. Это вопросоответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на тех этапах учебно-воспитательного процесса: для сообщения новых знаний, для закрепления, повторения, проверки и оценкизнаний.

Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний.

Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвритическую, поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а там организуется его подкрепление, аргументирование.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающее социальное, нравственное или эстетическое содержание тех и иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, могут выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное слове моральное правило: обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец.

Рассказ, объяснение, беседа подготовляют переход к более сложному методу организации познавательной деятельности – лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся; учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью.

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя способствуют идейному и эмоциональному воздействию лекций.

К словесным методам относятся также учебные дискуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социаль­ной активности воспитанников. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации.

Обязательное условие дискуссии — наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не |означает, что его выводы — истина в последней инстанции.

В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.

К словесным методам организации деятельности относит работа с книгой. Работа с учебником проводится на всех этап обучения, а не только при закреплении изученного, как считалось до недавнего времени. Эта работа обычно сочетается с пользованием других методов, прежде всего методов устного изложения знаний.

Неоценимое значение в детском возрасте имеет общение с книгой. Анализ и обсуждение прочитанных книг, материалов детской периодической печати расширяют кругозор учащихся, вызывают у них социально ценные чувства, благодаря которым дети откликаются на явления общественной жизни.

В структуре целостного педагогического процесса к методам формирования сознания школьников относится и метод примера, формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния.

Подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в педагогическом процессе. На это обращал внимание еще К.Д.Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.