Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей шестого года жизни………………………………………………………………………..….32
2.1. Изучение предпочтений современных дошкольников в игровой деятельности, а также уровня сформированности математических представлений…………………………………………………………………33
2.2. Практическая работа по использованию сюжетно-дидактических игр математического содержания в самостоятельной деятельности детей 6 го года жизни ……………………………………………………………………35 2.3. Анализ и выводы формирующего этапа эксперимента……………… 37
Выводы по 2главе………………………………………………………….....44
Заключение…………………………………………………………………... ..44
Список использованной литературы…………………………………………47
Приложение…………………………………………………………………..50
3
Введение
Развитие логического мышления, проблема использования сюжетно- дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста очень актуальна. Актуальность данной проблемы и в том, что применение сюжетно – дидактических игр в процессе обучения элементарным математическим представлениям активно влияют на формирование умственных действий.
С давних пор сюжетно-дидактические игры применялись в воспитании и обучении. Но нужно отметить, что очередная эпоха в процессе воспитания и обучения детей добавляет к традиционным приемам и методам инновационные. Дошкольный возраст является самым успешным для педагогического воздействия. У детей в этот период начинается процесс социализации, хотя и не сформировано критическое отношение ко всему окружающему миру. Для решения разного рода практических задач, применения уже приобретенных ранее элементарных математических знаний необходимо в процессе сюжетно-дидактических игр закрепить представления о количестве, счете, числах.
Первоначальное обучение дошкольников элементарной математики осуществляется на занятиях. Любую математическую задачу, в связи с несением в себе умственной нагрузки, целесообразно замаскировать занимательным сюжетом. Для овладения элементарными математическими представлениями детьми важно, чтоб воспитатель соблюдал принципы организации сюжетно-дидактическими играми.
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин А. В. Запорожец обращают внимание на сюжетно-дидактическую игру, как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.
4
В ходе исследования была поставлена проблема: при каких педагогических условиях повысится уровень формирования самостоятельного действия у 6 года жизни детей в сюжетно-дидактической игре математического содержания. ( Отметить в работе наиболее эффективные сюжетно-дидактические игры).
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
1) Изучение и анализ научной литературы по проблеме об особенностях сюжетно-дидактических игр математического содержания и педагогических условий, повышающих уровень формирования самостоятельного действия у 6 года жизни детей. Изучить теоретические предпосылки методологии математического развития .
2) Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня
применения сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработка систему сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием и применение их с детьми старшего дошкольного возраста.
4) Выявить и обосновать особенности сюжетно-дидактических игр для развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5) Анализ результативности экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа проводилась на основании использования сюжетно-ролевых игр по методике А.А. Смоленцевой. Были разработаны несколько сюжетно-дидактических игр по этой методике.
5
Для раскрытия первого пункта были взяты такие разделы:
-изучить теоретические аспекты сюжетно- дидактических игр математического содержания в формировании самостоятельности; − осветить взгляды известных ученных по теме
− раскрыть роль сюжетно-дидактических игр математического содержания и соблюдения определенных педагогических условий в формировании самостоятельности; − принципы организации сюжетно-дидактических игр; Цель данной работы : сделать анализ исследования в научной литературе по проблеме, выявить при применении каких сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности повысится уровень развития математических представлений у 6 года жизни детей, экспериментальным путем доказать возможность включения математического материала в сюжетно-дидактические игры детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза работы – самостоятельная деятельность детей в 6 году жизни в сюжетно-дидактических играх будет плодотворной, в случае:
-изучения, выявления знаний и умений детей воспитателями, чтоб знать их уровень самостоятельного отбора из умственного запаса те знания, нужные для решения поставленной задачи и применять их в различных условиях;
- собрания в свою копилку сюжетно-дидактических игр наиболее результативных игр, для целенаправленного и планомерного использования и умелого ненавязчивого руководства;
- организации развивающей среды для самостоятельной игровой деятельности с включением сюжетно-дидактических игр математического содержания
6
Объектом исследования и использования методики сюжетно-дидактической игры математического содержания для формирования математических понятий и применение детей этих игр в самостоятельной деятельности, явились дети старшей группы в количестве 20 человек.
Предмет исследования: самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-дидактических игр База применения методики и исследования –ДОУ №333 города Казани Советского района. Все сюжетно-дидактические игры и их варианты проведены на практике в дошкольном учреждении №333 г.Казани, а контрольная группа из Центра развития ребенка Детский сад №111 г.Казани в количестве 20 детей.
Теоретическая значимость работы: раскрыты сущность и значение сюжетно-дидактических игр используемые в самостоятельной деятельности; разработан ряд сюжетно-дидактических игр, ориентированных на использования их в самостоятельной деятельности; определены критерии, показатели и уровни сформированности математических представлений; выявлена совокупность педагогических условий и развивающей среды, способствующих эффективному использованию в самостоятельной деятельности сюжетно-дидактических игр математического содержания детей шестого года жизни.
Практическая значимость: возможность применить разработанные проекты в практике дошкольных учреждений, обеспечивающая повышение качества элементарных математических представлений; возможность использовать обобщенные материалы исследования и методические рекомендации в работе с детьми Центра развития ребенка Детский сад №111 г.Казани во время самостоятельной деятельности..
7
Метод исследования – наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в процессе сюжетно-ролевых игр.
- Глава 1.Теоретические аспекты использования игровой деятельности детей дошкольного возраста для развития математических представлений …….7
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей шестого года жизни………………………………………………………………………..….32
- Глава 1.Теоретические аспекты использования игровой деятельности детей дошкольного возраста для развития математических представлений
- 1.2. Сюжетно-дидактические игры математического содержания и принципы их организации .
- Глава 2 . Опытно-экпериментальное исследование использования сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей шестого года жизни.
- 2.1. Изучение предпочтений современных дошкольников в игровой деятельности, а также уровня сформированности математических представлений.
- 32.Федорова м а. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности Дис. ... Канд. Пед. Наук : 13.00.01 : Орел, 2002 196 c. Ргб од, 61:02-13/1546-4