24. Клинические основы сурдопедагогики.
Современная сурдопедагогика опирается на системные знания: о строении и функциональных возможностях слухового анализатора; о соотношении физических и физиологических параметров слуховых ощущений; об эмбриологии, анатомии и физиологии слухового анализатора, его формировании и развитии у ребенка; о глухоте и тугоухости; об этиологии слухового дефекта; о классификации нарушений слуха и о методах исследования слуха.
В слуховом анализаторе выделяются два отдела — звукопроводящий (наружное ухо, среднее ухо и проводящая часть улитки) и звуковоспринимающий (воспринимающая часть улитки, спиральный орган, проводящие пути с ядрами и корковые центры).
Звуковые раздражители, воспринимаемые слуховым анализатором, обладают физическими характеристиками, которым соответствуют определенные физиологические параметры слуховых ощущений.
Частота — качество, характеризующее высоту звука, которое определяется частотой колебаний в секунду (единица измерения — Герц). Орган слуха человека способен к восприятию звуков в диапазоне от 16 — 20 до 16000 — 20000 Гц. Колебания ниже 16 Гц относятся к инфразвукам, а выше 20000 Гц — к ультразвукам. Зона максимальной чувствительности слухового анализатора к речи охватывает частоты от 500 до 4000 Гц. Это тот диапазон, в котором в основном происходит речевое общение.
Интенсивность — показатель, соответствующий физиологическому параметру — громкости звука и зависящий от амплитуды колебаний и величины акустического давления, создаваемого в среде источником звука. Громкость рассматривается как мера силы слухового ощущения, возникающего у человека и вызываемого акустическим сигналом. В силу субъективности порога слышимости каждый человек может воспринимать звук одинаковой интенсивности по-разному. Однако независимо от этого звучания, мощные по интенсивности, он перестает слышать и воспринимает их
как давление на барабанную перепонку и даже боль. Такую силу звука называют порогом болевого ощущения.
Длительность звукового сигнала — временной параметр, который для самого звучания и для восприятия сигнала может быть различным.
Звуковой спектр, включающий набор различных компонентов (тонов или обертонов).
Кроме того, звуки различаются по тембру, что связано с уточнением своеобразия их окраски или оттенков, которые соответствуют структуре звукового спектра. При этом в основном тоне звука можно выделить ряд второстепенных тонов (обертонов), которые всегда выше по частоте. Чем больше обертонов накладывается на основной тон, тем неповторимее и ярче становится звук.
Для понимания патологических процессов, происходящих в слуховом анализаторе, важны данные эмбриологии, анатомии и физиологии, раскрывающие этапы формирования у ребенка этого органа. Орган слуха развивается из двух слоев: из эктодермального формируются кожа и подкожные структуры ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанная перепонка и содержимое улитки (вестибулярный и слуховой рецепторы и нервные пути), из мезодермального — слуховые косточки и височная кость. Нарушение развития какого-либо слоя у эмбриона часто приводит к изменениям в строении и функции органа слуха, сочетающимся с патологией в других органах и системах организма человека, образованных из того же слоя. Ученые установили, что дефекты развития эктодермы обусловливают врожденные недоразвития органа слуха в сочетании с дефектами кожного покрова, органа зрения и нервной системы, а также врожденными дефектами формирования слуховых косточек и височной кости, сочетающимися с дефектами костного скелета, кровообращения, почек и половой системы.
При сочетанных поражениях двух эмбриональных слоев клиническая картина врожденных дефектов весьма многообразна и их дифференциальная диагностика крайне затруднена.
В отоларингологии для обозначения различных форм нарушений слуха используются термины «глухота» и «тугоухость», сложность трактовки которых связана с тем, что стойкие поражения слуха у детей, независимо от причин и уровня поражения слухового анализатора, приводят к тем или иным нарушениям речи. Клиническая аудиология наиболее распространенными формами тугоухости считает нарушения звукопроведения — кондуктивную тугоухость и нарушения звуковосприятия — нейросенсорную (реже — перцептивную) тугоухость
В отоларингологии причины, вызывающие стойкое необратимое нарушение слуха, делятся на три группы.
Первая группа – наследственные
Вторая группа - врожденные
Третья группа – приобретенные
Научно обоснованная классификация нарушений слуха помогает определить направленность обучения детей с нарушениями слуха, перспективы их развития и особенности педагогического Руководства их деятельностью.
В настоящее время в отоларингологии широко применяются классификации, основанные на принципе определения остроты слуха количественным методом.
Методы:
Камертоны
Пороговая и надпороговая тональная аудиометрия
Речевая аудиометрия
СВП
Важным фактором современной медицинской реабилитации является полное или частичное восстановление нарушенной слуховой функции. Условно эти меры могут быть разделены на две группы — хирургические и нехирургические.
Хирургическое лечение тугоухости ставит своей целью реконструкцию звукопроводящего аппарата.
Нехирургические меры воздействия подразделяются на медикаментозные и аппаратные.
Основная задача медикаментозной терапии — сохранение слуха и обеспечение возможности его использования при электроакустической коррекции.
При наличии у человека остаточной слуховой чувствительности наиболее распространенным средством нехирургической реабилитации является слухопротезирование — использование слуховых аппаратов, обеспечивающих искусственное усиление звуковых сигналов с учетом диапазона воспринимаемых частот.
Знание клинических основ сурдопедагогики необходимо для решения проблем дифференцированного обучения детей и подростков со слуховой недостаточностью, для разработки коррекционно-развивающих программ педагогической помощи, включая развитие и использование слухового восприятия, формирование устной речи.
25. Инновационные технологии обучения детей с нарушениями слуха на примере метода проекта. (ответ взят из статьи)
В настоящее время четко прослеживается тенденция к увеличению количества детей, имеющих комплексные нарушения. Этот факт не вызывает сомнений в необходимости создания условий, учитывающих все многообразие отклонений в психическом развитии детей, и позволяющих максимально раскрыть потенциальные возможности их развития.
Современная система специального образования нацелена на создание благоприятных условий для психического развития детей с нарушенным слухом.
Но существуют проблемы, решение которых осуществляется недостаточно эффективно в рамках традиционно сложившихся педагогических подходов к обучению и воспитанию неслышащих детей. Они обусловлены:
-повышением требований к подготовке выпускников школ в условиях конкуренции в современном обществе;
-необходимостью осуществления личностно-ориентированного подхода к процессу обучения;
-качественно изменившимся контингентом детей.
Модернизация специального процесса предполагает раскрытие всех потенциальных возможностей детей со слуховой деривацией. Эту задачу школа №31 решает в процессе работы, ведущейся более 10 лет. Цель работы – разработка новых технологий обучения и воспитания, позволяющих обеспечить социально-психологическю адаптацию неслышащих, наиболее полно удовлетворить их образовательные и специальные потребности. С годами проект расширился, решая новые, более сложные задачи. Направления:
- усиление коррекционной направленности обучения за счет введения спец. уроков сенсорного и интеллектуального развития; за счет расширения коррекционных возможностей общеобр. уроков; за счет реорганизации воспитательного процесса;
-учет неоднородности контингента за счет введения вариативных форм обучения; за счет использования индивидуальных образовательных маршрутов; за счет большей индивидуализации инд. занятий;
- максимальное раскрытие потенциальных возможностей психического развития детей в условиях повышения самостоятельности и повышения уровня осознания материала за счет создания рабочих тетрадей;
-психолого-педагогическое сопровождение на основе комплексного медико-психолого-педагогического обследования и создания условий, обеспечивающих позитивные изменения в психическом развитии;
- повышение педагогического мастерства за счет включения коллектива в исследовательскую работу, создания метод.пособий, участие в семинарах.
Инновационные технологии строятся с опорой на все достижения отечественной педагогики и психологии. Главное внимание уделяется речи неслышащих.
Проводимая работа опирается на созданные в школе программы, метод.пособия, дидактический материал. Параллельно на всех общеобразовательных уроках вводятся коррекционно-развивающие задания на развитие познавательных функций учащихся.
Сочетание инновационных подходов с традиционными позволяет обеспечивать многокомплексность структуры образовательного процесса, делая его обучающее-развивающим, личностно-ориентированным.
С учетом поступающего в школу контингента, осуществляется вариативное обучение:
-дети, имеющие только сенсорный дефект;
- неслышащие дети с ЗПР первичного генеза;
-умственноотсталых детей с нарушением слуха.
Введение 3х вариантов обучения позволило более дифференцированно подходить к процессу обучения, использовать индивидуальные образовательные маршруты в зависимости от обученности и обучаемости
Эти экспериментальные исследования имеют огромное значение в решении проблем модернизации специального образования и, как правило, опережают время.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.