Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.
В середине прошлого века в Хорватии был разработан верботональный метод реабилитации глухих детей. Его автор – действительный член Академии наук и искусства Хорватии Петар Губерина, в 1961 году создавший в Загребе реабилитационный центр «СУВАГ», где с детьми занимаются врачи, педагоги и социальные работники. Сегодня по верботональному методу работают около 400 реабилитационных центров в 40 странах мира, его эффективность подтверждена более чем 50летней историей. С 1990 года метод применяется и в России.
У верботонального метода есть два принципиально важных преимущества перед теми методами, которые используются в отечественной коррекционной педагогике с советских времен.
Вопервых, процесс реабилитации глухих детей проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной хорватской аппаратуре дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях.
Вовторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, поскольку, говоря профессиональным языком, «формируется слуховая картинка в коре головного мозга». Если в обычной школе ребенка в течение года научили произносить те или иные звуки или фразы, после летних каникул приобретенные навыки могут исчезнуть. Верботональный метод, как правило, позволяет сохранить навыки, приобретенные в ходе реабилитации, на всю жизнь.
«Слушать всем телом»
Глухота считается особенно тяжелой патологией, потому что влечет за собой немоту. Человеческая речь формируется и развивается на основе слуха: ребенок, обучаясь говорить, повторяет те слова, которые слышит. Поэтому научить говорить глухого ребенка можно только через развитие слухового восприятия. Сторонники верботонального метода исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет), и нужно сделать так, чтобы они заработали. Петар Губерина приводил такую аналогию: если не разрабатывать сломанную руку, она так и повиснет плетью. Смысл его метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, одновременно формируя речь.
Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий. Ребенок учится слушать всем телом (для этого используется «вибротактильная доска», сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом), через все органы чувств, через вестибулярный аппарат и пр. Особое внимание уделяется развитию моторики тела – фонетической ритмике, музыкальным и другим занятиям.
Значительную часть занятий дети проводят в наушниках, работая с электроакустическими аппаратами «Верботон». Аппараты преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию. На начальном этапе реабилитации дети учатся рассказывать сказки с помощью ритма, темпа и интонации, используя один или несколько звуков (например, сказку про Волка и Красную Шапочку можно рассказать, поразному произнося звук «а»). В традиционной методике реабилитации аппаратура тоже использовалась, но процесс формирования произношения строился на механической постановке звуков, не уделялось достаточного внимания работе над ритмом, темпом и интонацией, отсюда монотонная речь глухих людей даже при правильно поставленных звуках.
Метод применяется и для реабилитации детей, прошедших кохлеарную имплантацию (хирургическую операцию по вживлению в ухо кохлеарного импланта – электронного устройства, позволяющего слышать). После такой операции детей нужно обучать слушать и говорить фактически с нуля, в противном случае эффекта не будет.
Верботональный метод – это не «золотая игла» и не «чудотаблетка». Эффективность реабилитации зависит и от речевых способностей ребенка, и от особенностей заболевания (включая наличие сопутствующих патологий), и от правильности применения методики, и от многих других факторов. Как при обучении иностранному языку: всех одинаково учат в школе, но одни люди достигают результатов быстро и легко, другим нужно больше времени и больше внимания педагогов, третьим так и не удается научиться говорить свободно. Большое значение имеет и позиция родителей, их готовность помогать ребенку. Впрочем, как считают последователи метода, «нет плохих родителей; есть родители, с которыми мы плохо работаем».
Младен Ловрич, профессор центраполиклиники «СУВАГ» (г. Загреб):
Хорватия – очень маленькая и небогатая страна. Реабилитация глухих детей у нас ведется с рождения только с использованием верботонального метода. Организовать реабилитацию, которая дает стабильный эффект, для нас выгоднее, чем оказывать помощь глухим людям в течение всей жизни. В загребском центре «СУВАГ» (Система универсальная верботональная аудиовизуальная Губерины) под крышей одного учреждения объединены усилия трех систем: здравоохранения, образования и социальной защиты, что позволяет не только проводить комплексную реабилитацию, но и обеспечивать достаточное финансирование.
«Это была революция»
В нашей стране о верботональном методе было известно еще в советские времена, однако он так и не получил распространения. Были единичные примеры, когда глухих детей через Минздрав СССР отправляли на реабилитацию в Югославию, в загребский центр «СУВАГ», где за несколько месяцев они достигали таких результатов, каких в России не удавалось добиться за годы. Специалисты профильного института Академии педнаук СССР, осматривавшие детей до и после реабилитации, считали их речь «просто фантастической».
В 1990 году в Нерюнгри (Якутия) по инициативе Ассоциации общественных организаций детского фонда этого города был открыт Реабилитационный центр для детей с нарушениями слуха и речи, где впервые в России с глухими детьми стали работать по верботональному методу. Главной движущей силой были матери глухих детей. Одна из них, Зинаида Максимова, в составе первой группы российских сурдопедагогов прошла обучение в центреполиклинике «СУВАГ» в Загребе в 1990 году. Теперь она возглавляет Реабилитационный центр в Нерюнгри.
На сегодняшний день по всей России верботональный метод применяют 36 реабилитационных центров – школы, детские сады и учреждения здравоохранения и социальной защиты. Они в основном действуют в крупных городах: Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Иркутске, Якутске и т. д. Все они входят в Ассоциацию содействия обучению и реабилитации детейинвалидов (ассоциация «СОРДИ»), которая занимается продвижением и развитием верботонального метода. Ассоциация была создана в 1995 году, и большинство центров открывалось при ее участии. Недавно был учрежден Фонд развития верботонального метода.
Достижения российских коллег признаны последователями Петара Губерины во всем мире, и в 2005 году в Москве был проведен второй конгресс Международного верботонального союза.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.