20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
Понятие формы обучения в дидактике рассматривается как особая конструкция, имеющая внутреннюю организацию содержания, реализуемого в процессе взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.
При этом необходимо иметь в виду распорядок этого взаимодействия, место и время занятий, характер общения учителя и учащихся.
Последнее обстоятельство чрезвычайно важно учитывать при организации обучения глухих учащихся, где характер общения учителя и учащихся во многом зависит от уровня общего и речевого развития детей, имеющих специфический путь развития и специфический характер овладения знаниями.
Указанные факторы обычно учитываются при классификации форм обучения.
По месту работы различаются школьные занятия (в классе, лаборатории, мастерской) и внешкольные (домашняя учебная работа, экскурсии и др.).
С учетом временных рамок проведения формы организации делятся на классные и внеклассные. Как классные, так и внеклассные формы организации обучения направлены на достижение высокого уровня учебной работы м условиях той или иной формы организации взаимодействия учителя и учащихся. Взаимодействие учителя и учащихся реализуется в обучении через коммуникативную деятельность, особенности которой зависят от количества учащихся в ней участвующих.
В зависимости от характера коммуникативной деятельности в современной дидактике выделяют фронтальною, индивидуальную и групповую формы обучения.
Фронтальная форма организации обучения предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися.класса. Достоинства этой формы состоят в том, что она дает возможность за короткий отрезок врем «и изучить достаточно большой объем учебного материала, систематизировать и обобщить его одновременно всем школьникам по единой программе. Кроме того, она позволяет активно управлять учебно-воспитательным процессом, что способствует умственному, нравственному, эстетическому развитию учащихся, расширению опыта их познавательной деятельности, содействует выработке более четких научных представлений и понятий, стимулирует учебную деятельность. Особое значение фронтальная работа приобретает в школе глухих. Так, например, в решении задач речевого общения при фронтальной форме организации сои даются благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи на основе вопросно-ответной беседы, создающей определенную речевую канву. Вопрос содержит отчасти смысловые элементы ответа, что значительно облегчает глухому ребенку речевую деятельность.
В то же время фронтальной форме организации обучении и присущи и определенные недостатки. Она ориентирована в основном на средний уровень подготовленности учащихся, на один и тот же темп работы. При такой организации обучения трудно проверить степень участия в работе каждого ученика, активность мыслительной деятельности, степень самостоятельности. Таким образом, возникает противоречие между фронтальной формой организации обучен и и и индивидуальным характером приобретения знаний. В условиях фронтальной работы принцип индивидуального подхода к ученикам требует от учителя умения управлять развитием не только класса в целом, но и каждого школьника в отдельности, направляя его деятельность и усложняя за дания по мере продвижения вперед.
Серьезным недостатком фронтальной работы в школах глухих является низкая речевая активность учащихся. Учитель мало внимания уделяет формированию связной речи, главным образом из-за боязни потерять время на самостоятельном оформлении речевых высказываний учащихся, в речи которых наблюдаются ошибки как в произношении, так и в грамматическом оформлении. От чрезмерного увлечения этой формой работы предостерегал известны и сурдопедагог С.А. Зыков, указывая на неравномерность вклада каждого ученика в решение поставленных учителем задач.
Фронтальная организация обучения в условиях классно-урочной системы сохраняет свое значение в школе для детей с нарушенным слухом, но вместе с тем действенные результаты в обучении возможны только тогда, когда она сочетается с индивидуальной и групповой организацией учебно-воспитательного процесса.
К индивидуальной относят такую форму организации обучения, когда ученик выполняет учебные задания самостоятельно, на уровне своих учебных возможностей, без взаимодействия с другими школьниками при непосредственной или опосредованной помощи преподавателя. Опосредованная помощь может оказываться через отбор материала, методическую оснащенность вспомогательными средствами обучения — опорными схемами и таблицами, инструктивными карточками и т. д.
Индивидуальная форма организации обучения глухих имеет целый ряд достоинств. Она позволяет осуществлять учебную деятельность ученика с учетом его интересов, потребностей, стиля и темпа работы, познавательных возможностей. Положительная функция индивидуальной формы организации обучения состоит в том, что она дает возможность учителю найти индивидуальный подход к каждому ученику, формируя его как личность. Высоко оценивая эффективность индивидуального обучения, следует отметить и некоторые его недостатки, и прежде всего неэкономичность. Кроме того, ученик В этих условиях не имеет возможности общаться со сверстниками, в результате чего у глухого учащегося может оказаться недостаточно сформированным умение работать в коллективе. В современной школе глухих индивидуальная форма организации обучения стала неотъемлемой частью работы при программированном обучении, при работе с компьютером, в слуховом кабинете, а также на уроке при выполнении индивидуальных заданий. Сложность применения индивидуальной учебной работы сопряжена с трудностями, которые испытывает учитель; это объясняется недостаточной оснащенностью школ компьютерами, отсутствием компьютерных программ, специфического учебного материала, заданий с печатной основой, дидактического материала с дифференцированными заданиями для специальных школ и т. д. Все эти материалы сурдопедагог вынужден готовить самостоятельно.
Индивидуальная учебная работа на уроке часто сочетается с фронтальной и групповой.
Групповая форма организации обучения широко используется в школе глухих и представляет собой объединение учащихся в группу, которая решает единую задачу и выполняет общее для всех задание. При такой форме организации создаются условия для коллективной внутригрупповои деятельности, в процессе которой происходит непосредетвенное взаимодействие между учащимися.
По количественному составу группа может быть от 2 до 6 чел., состав ее может быть постоянным в течение длительного срока (от одной учебной четверти до полугодия) и временным, т. е. всего лишь на несколько занятий. Наиболее эффективными считаются группы со смешанным составом, формируемые по уровню знаний, куда входят сильные, средние и слабые ученики. В группе руководит ученик — «консультант», «бригадир», «ассистент учителя», в школе глухих «ассистент учителя» именуется «маленький учитель».
Функции обучающих и обучаемых членами группы вы полняются поочередно с целью научиться умению и руко водить, и подчиняться. Это чаще всего происходит на уроке в совместной деятельности. Учителя, как правило, спец и ально обучают «консультантов» умениям правильно организовывать работу в группе, ставить учебные задачи, рае преде л ять задания между членами группы, оказывать помощь, контролировать и оценивать правильность выпол ненного задания. Применение групповых форм обучения позволяет эффективно трудиться всем учащимся. При такой форме обучения увеличивается время активной самостол тельной работы учащихся, создается естественная ситуация, стимулирующая их речевую активность, формируются ни выки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаи мооценки, развивается интерес к совместным коллективны м формам учебной работы. Вместе с тем групповая работа имеет и свои недостатки, которые учитель постарается предупредить. В частности, нельзя допускать, чтобы обще ние в группе строилось на авторитарности, когда слабы м учащимся отказывают в помощи. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в группе могут оказаться учащиеся, которые рассчитывают на результат, не вложив при этом в общее дело никакого труда. Чтобы этого не случилось, важно четкое распределение обязанностей между членами группы, взаимная проверка результатов работы каждого, наблюдение и контроль учителя за работой группы и отдельных учеников.
Групповые формы работы в школе глухих получили широкое распространение в 70-е гг. XX в. на основе использования предметно-практической деятельности в учебном процессе. В учебный план школ глухих были введены уроки ППО, целью которых являлось овладение глухими учащимися навыками коллективной деятельности на уроке как важнейшего условия общего и речевого развития. На уроках ППО при использовании коллективных форм обучения (работа парами, бригадами, «с маленьким учителем») решаются задачи активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в естественных и специально мотивированных ситуациях общения.
Таким образом, использование групповых форм работы и школе глухих имеет свою специфику и напрямую связано о решением задач речевого развития учащихся. При групповой форме работы в условиях коллективной деятельности глухие учащиеся овладевают опытом социального поведения, что, в свою очередь, содействует развитию самостоятельности, инициативности, ответственности и готовности к взаимопомощи.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.