logo search
Лекции_МИ_ 2012_8_ сем

Лекция 12. Занимательность на уроках информатики.

ПЛАН:

1. Сущность занимательности.

2. Организационные формы обучения. Педагогические средства.

Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Для многих подростков красочные безделушки (мобильные телефоны, MP3- и CD-плееры, цифровые фотокамеры), безвкусные телевизионные программы и видеофильмы намного ценнее учебы и постижения основ наук. Нынешнее молодое поколение предпочитает жить сегодняшним днем, не задумываясь о дне завтрашнем, и это есть главное бедствие для общества.

Не прекращаются попытки найти те стимулы, которые помогли бы привлечь школьников к учебе. Ухищрения учителей поражают воображение: это и оценки (заниженные, завышенные, поощряющие), и создание ситуаций успеха, и использование мультимедиа и компьютерных технологий, и применение электронных энциклопедий, и допуск к самостоятельному использованию технических средств «продвинутых» учеников, и нетрадиционные уроки, и соревнования, и многое-многое другое. Но порой усилия учителей не дают должных результатов, а учебный процесс напоминает самые настоящие боевые действия: учителя наступают на учеников со знаниями, которые те должны усвоить, ученики отбиваются, скрываясь за стену безразличия или ведя партизанскую войну, например, мешая ученикам, которые хотят учиться, но боятся "мести" со стороны тех, для кого учеба ничего не значит.

Большинство учителей осознают, что способы насильственного насаждения знаний должного результата не дали, да и не дадут, ибо насаждаемое насильно никогда не будет принято и усвоено, а если и будет, то непрочно и ненадолго. Настало время, когда борьбу должно сменить сотрудничество, необходимо переосмысление возможностей стимулов, которые десятилетиями использовались в советской школе, давая положительный эффект, а в сегодняшней школе, из-за ее прагматизма, забыты. Хотя в нынешних реалиях, когда в среде молодежи царят идеалы, близкие к безнравственности, это сделать затруднительно, и в этом направлении еще нужны серьезные исследования.

Один из способов вовлечения обучаемых в учебную деятельность мы и рассмотрим. В основу мы положили включение в обучение занимательности. Термин вроде бы простой, но определить его однозначно затруднительно, еще труднее правильно включить в учебный процесс. За кажущейся простотой кроются всякие неожиданности: при грамотном применении занимательности эффективность обучения резко увеличивается, возрастает мотивация учения, ученики с радостью приходят на урок; однако применение занимательности ради занимательности дает прямо противоположный эффект — ученики идут на урок ради забавы и бесполезного времяпровождения, школьный предмет для них не имеет должного веса, а учитель выглядит клоуном, основное назначение которого — развеселить учеников.

В данной работе попытаемся помочь учителям, которым интересно работать с занимательными материалами, и дадим ответы на ряд вопросов, касающихся способов эффективного включения занимательности в процесс обучения информатике. Ответы (с небольшими изменениями) могут быть использованы и педагогами, ведущими другие дисциплины.

Вопросы:

Что такое занимательность?

Почему занимательность субъективна?

Через какие организационные формы обучения можно включать элементы занимательности в учебный процесс?

Через какие педагогические средства занимательность стоит включать в процесс обучения информатике?

На какие компоненты учебно-познавательной деятельности направлена занимательность?

До какого возраста целесообразно использовать занимательность?

Какими общими рекомендациями следует пользоваться при подборе занимательных материалов?

Где брать материалы по информатике с занимательным содержанием?

Можно ли на уроках в качестве стимула использовать компьютерные игры?

1. Что такое занимательность?

Однозначного ответа на данный вопрос нет. Обработав достаточное количество литературы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, можно придти к выводу, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала. Упоминаются такие качества занимательности, как привлекательность, притягательность, необычность, оригинальность, вызывание возбуждения и др. В ряде работ указывается, что занимательность может проявляться через определенные формы обучения или специфические средства. Некоторые авторы пытаются объяснить занимательность на примере работы с конкретным средством (см., например: Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994 ).

2. Почему занимательность субъективна?

Иногда перед учителями встает вопрос: выдал материал в одном классе — ученики активно приступили к работе, у них появился интерес, слышатся оригинальные ответы, а выдал тот же самый материал в другом классе — и наблюдаешь прямо противоположную картину — как были ученики безразличны к предмету, так и остались равнодушными, им не интересно слушать, включаться в обсуждение вопросов. В чем тут дело? Скорее всего, у ваших питомцев нет основы, опираясь на которую они осознают суть подготовленного занимательного материала. В этом и кроется субъективность занимательности, которую многие педагоги предпочитают не замечать, виня при неудачах не себя за незнание основ педагогики и психологии, а саму занимательность и материалы, через которые она включается в обучение. Предлагаемый учебный материал, облекаемый в занимательную форму, должен быть знаком ученикам, но либо его подача осуществляется в необычной форме, либо для решения используются нестандартные приемы.

3. Через какие организационные формы обучения можно включать элементы занимательности в учебный процесс?

Существует большое количество организационных форм обучения, через которые можно реализовать занимательность. Наиболее часто такие формы используются в начальной школе — это уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины и т. д. В этой связи уместно привести некоторые результаты конкурса "Нетрадиционный урок информатики в начальной школе", проведенного в 2005 г. журналом "Информатика и образование". Большинство лауреатов в своих работах ( Информатика в школе. 2005. № 8 ) описали именно подобные уроки. В VII — IX классах в связи со сменой акцентов в деятельности учеников рассматриваемые формы организации уроков применяются редко и обычно учителя ограничиваются уроками-путешествиями и уроками-играми. Основная деятельность, построенная на занимательности, переносится на внеклассные мероприятия — вечера информатики и КВН. В старших классах места для инновационных, с точки зрения применения занимательности, уроков места не находится, но и здесь можно их внедрить. Как? Об этом речь пойдет при ответе на один из следующих вопросов.

4. Через какие педагогические средства занимательность стоит включать в процесс обучения информатике?

Педагогических средств, через которые реализуется занимательность, достаточно. На протяжении последних пяти лет мы активно вели разработки в данном направлении, описывая особенности этих средств, создавая общие алгоритмы, пользуясь которыми любой учитель был бы в силах самостоятельно подготовить подобные материалы с учетом индивидуальных особенностей учеников класса, где происходит работа, времени, отводимого на изучение информатики, подготовленности учеников. Результатом кропотливой работы стало описание четырех основных средств, через которые выражается занимательность, — игр, головоломок (кроссвордов, сканвордов, ребусов, криптограмм), викторин и занимательных задач (задач-рисунков, л огических мини-задач, задач-шуток и задач с неполным условием).

5. На какие компоненты учебно-познавательной деятельности направлена занимательность?

Занимательность можно применять для всех компонентов учебно-познавательной деятельности. Для мотивации целесообразно использовать ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний — сканворды, викторины, занимательные задачи (задачи-рисунки, л огические мини-задачи и задачи-шутки); для формирования понятий и начальных представлений о явлениях — игры, задачи с неполным условием; для отработки умений — игры; для повторения и обобщения материала — игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины, л огические мини-задачи и задачи-шутки; для контроля — кроссворды и логические мини-задачи.

6. До какого возраста целесообразно использовать занимательность?

Возрастных ограничений на использование занимательности нет. Стоит только учитывать возрастные особенности обучаемых, направленность обучения, доступность преподаваемого материала. Мы с одинаковым успехом применяли материалы с занимательным содержанием и в начальной школе, и в VII — IX классах, и в старших классах общеобразовательной школы, и на старших курсах педагогического института. Причем студенты с интересом слушали подаваемый материал и, как показали зачеты и экзамены, этот материал глубже всего запоминали. Несколько лет подряд контроль приобретаемых знаний мы с успехом осуществляем через кроссвордную технологию и убеждены, что у студента (да, наверное, и у школьника!) должно быть право на подсказку, но подсказку он должен добыть самостоятельно, опираясь на свои знания. В кроссворде подсказкой является буква на пересечении двух слов.

7. Какими общими рекомендациями следует пользоваться при подборе занимательных материалов?

Во-первых, важно определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока; во-вторых, выделить ее направленность (мотивация, актуализация знаний, отработка понятийной базы, контроль и т. д.); в-третьих, определить, как она согласуется с намеченными целями урока; в-четвертых, понять, соответствует ли занимательный материал уровню подготовленности учащихся.

8. Где брать материалы по информатике с занимательным содержанием?

Самый простой способ поиска материала с занимательным содержанием — это, конечно, поиск в Интернете. Но не забывайте, что очень часто в электронных изданиях не указывается авторство и вы можете попасть в неудобную ситуацию, если попытаетесь опубликовать хотя и апробированный вами, но разработанный всё же кем-то другим материал. Количество сайтов с занимательными материалами ежегодно возрастает, и есть даже сайты, специализирующиеся на публикации только занимательных материалов по информатике. Второй способ поиска — работа с печатными изданиями. Много разработок публикуется в журналах "Информатика и образование" и "Информатика в школе". Отдельных изданий по проблемам занимательности в информатике найти затруднительно. Более сложен третий способ — самостоятельная подготовка занимательных материалов.

9. Можно ли на уроках в качестве стимула использовать компьютерные игры?

На наш взгляд, нельзя. Те учителя, которые на уроках информатики стимулируют учеников (при быстром выполнении заданий) разрешением поиграть в ту или иную развлекательную компьютерную игру, могут существенно снизить качество обучения. Выполнение заданий учениками станет поверхностным и основной их целью на уроке станет скорейшее выполнение задания (или его списывание!) с целью поиграть на компьютере. Не стоит забывать и о том, что программного материала (основного и дополнительного) по информатике настолько много, что даже отведенных на его изучение часов зачастую не хватает. Компьютерная игра не должна быть стимулом, она — средство, призванное решить конкретную учебную задачу (научить управлять клавиатурой, исполнителями, осуществить эксперимент и т. д.). Не стоит забывать и о санитарно-гигиенических нормах, их никто не отменял и их следует обязательно придерживаться при проведении уроков с использованием компьютера.