logo search
Специальная психология / Специальная психология_УЧЕБНИК / ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое тифлопсихология? Что является ее предметом и объектом?

2. Какова связь тифлопсихологии с другими смежными науками? Вклад тифлопсихологии в педагогическую психологию.

3. Кто относится к категории детей с нарушением зрения (имеется в виду степень выраженности зрительного дефекта и время его возникно­вения)?

4. В чем заключается современная теория компенсации слепоты? Воз­растные аспекты формирования компенсации.

5. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?

6. Какова роль деятельности в психическом развитии незрячих и слабо­видящих, в компенсации отклонении, связанных с нарушением зрения?

7. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?

8. Какие особенности в формировании и развитии зрительного вос­приятия у детей со зрительным дефектом? Причины его своеобразия.

9. Как формируется и развивается осязание у незрячих и слабовидя­щих детей?

10. Какие особенности в формировании и развитии представлений объектов окружающей действительности у незрячих, слабовидящих и поздноослепших?

11. В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при слепоте и слабовидении? Роль сохранных органов чувств в их ориенти­ровке.

12. Каковы особенности соотношения разных видов памяти у незря­чих и слабовидящих? Компенсаторное значение памяти в их психиче­ском развитии.

13. Укажите специфические особенности наглядно-образной памяти у слабовидящих.

363

14. В чем своеобразие словесно-логической памяти у незрячих и сла­бовидящих?

15. Каковы особенности формирования и развития наглядно-образ­ного мышления у детей с нарушением зрения?

16. В чем своеобразие в формировании и развитии понятийного мы­шления незрячих и слабовидящих?

17. Какова специфика мыслительных операций у детей с нарушением зрения?

18. Каковы особенности речи у детей данной категории и в чем за­ключается ее роль в компенсации слепоты и слабовидения?

19. Как влияют слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?

20. Каковы особенности внимания при слепоте и слабовидении?

21. Расскажите, что представляет собой психологическая реабилита­ция лиц с нарушением зрения?