logo
Специальная психология / Специальная психология_УЧЕБНИК / ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Результаты произвольного запоминания наглядного и словесного материала,%

Вид материала

Воспроизведение слов

слабовидящими

нормально видящими

I класс

IV класс

I класс

IV класс

Карточки-предметы

80,0

95,2

86,0

94,4

Карточки-слова

90,0

95,4

97,8

97,8

289

Одни дети полно и точно воспроизводили предъявляемый ма­териал, используя при этом адекватную его структуре логическую группировку. Другие дети также использовали логическую груп­пировку материала, однако продуктивность воспроизведения у них была ниже, чем у детей предыдущей группы.

Произвольное запоминание материала, как наглядного, так и словесного, осуществлялось при взаимодействии образной и сло­весной систем. В первой серии опытов, при запоминании образов предметов, большее значение имела первая сигнальная система. Во второй, при запоминании слов, наоборот, преимущественное значение имела вторая сигнальная система. Словесный материал запоминался и воспроизводился несколько успешнее, чем нагляд­ный. Ошибки, допущенные при узнавании и назывании изобра­женных на картинках предметов, сохранялись в дальнейшем при воспроизведении, несмотря на то что экспериментатор давал пра­вильное их название. Образы предметов, сформировавшиеся у этих слабовидящих детей в условиях неполноценного зрительного вос­приятия, оказывали отрицательное влияние на запоминание: пол воздействием внутренней интерференции тормозились мнемиче-ские следы.

На запоминание словесного материала представления не ока­зывали такого влияния. Вторая сигнальная система играла в этом случае преимущественную роль, поэтому продуктивность запо­минания и воспроизведения была выше. Таким образом, взаимо­действие образа и слова в произвольном запоминании зависит от вида предъявляемого для запоминания материала.

Слабовидящие дети обладают достаточно высокими потенци­альными возможностями совершенствования процессов памяти. Они оказались в состоянии эффективно использовать и объяснять пред­ложенный экспериментатором прием логической группировки. Но для того чтобы этот прием стал мнемическим навыком и мог при­меняться в различных условиях деятельности — в учебной, трудо­вой и другой, — необходима целенаправленная коррекционная ра­бота по формированию этого навыка и его совершенствованию.

Прослежена взаимосвязь образа и слова не только в условиях запоминания разного вида материала, но и на разных этапах вы­полнения мыслительных и мнемических задач. При узнавании кон­кретного предмета ошибочно данное ребенком название как бы мешало сложившемуся образу предмета и отрицательно сказыва­лось на запоминании и последующем воспроизведении в услови­ях нарушенного зрения. Обобщающее слово, которым обознача­лась логически выделенная группа, наоборот, помогало запом­нить, сохранить логическую структуру в памяти и затем воспро­извести ее в полном объеме. Обобщающее слово способствовало не только запоминанию карточек-предметов или карточек-слов, но и являлось опорой для воспроизведения.

290

Коррекционная работа по развитию памяти должна включать формирование правильных образов предметов и словесных обоб­щений в качестве опоры для запоминания и последующего вос­произведения материала. Обучение проходит сначала в плане дей­ствий с предметами или их изображениями, а потом формируют­ся действия в мысленном плане. При овладении обобщенными значениями, понятиями, отражающими общие и существенные свойства объектов, умственные действия должны быть направле­ны не только от единичного, частного случая к обобщению, но и от общего к единичному.