Контрольные вопросы и задания
1. Что такое тифлопсихология? Что является ее предметом и объектом?
2. Какова связь тифлопсихологии с другими смежными науками? Вклад тифлопсихологии в педагогическую психологию.
3. Кто относится к категории детей с нарушением зрения (имеется в виду степень выраженности зрительного дефекта и время его возникновения)?
4. В чем заключается современная теория компенсации слепоты? Возрастные аспекты формирования компенсации.
5. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?
6. Какова роль деятельности в психическом развитии незрячих и слабовидящих, в компенсации отклонении, связанных с нарушением зрения?
7. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?
8. Какие особенности в формировании и развитии зрительного восприятия у детей со зрительным дефектом? Причины его своеобразия.
9. Как формируется и развивается осязание у незрячих и слабовидящих детей?
10. Какие особенности в формировании и развитии представлений объектов окружающей действительности у незрячих, слабовидящих и поздноослепших?
11. В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при слепоте и слабовидении? Роль сохранных органов чувств в их ориентировке.
12. Каковы особенности соотношения разных видов памяти у незрячих и слабовидящих? Компенсаторное значение памяти в их психическом развитии.
13. Укажите специфические особенности наглядно-образной памяти у слабовидящих.
363
14. В чем своеобразие словесно-логической памяти у незрячих и слабовидящих?
15. Каковы особенности формирования и развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением зрения?
16. В чем своеобразие в формировании и развитии понятийного мышления незрячих и слабовидящих?
17. Какова специфика мыслительных операций у детей с нарушением зрения?
18. Каковы особенности речи у детей данной категории и в чем заключается ее роль в компенсации слепоты и слабовидения?
19. Как влияют слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?
20. Каковы особенности внимания при слепоте и слабовидении?
21. Расскажите, что представляет собой психологическая реабилитация лиц с нарушением зрения?
- Глава 5 дети с нарушениями зрения
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста
- 5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения1
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения Деятельность при нарушениях зрения
- 5.5. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения
- 5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- 5.9. Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих
- 5.10. Память
- Узнавание наглядного материала
- Непроизвольное запоминание наглядного материала
- Вербальная память
- Результаты произвольного запоминания наглядного и словесного материала,%
- Отсроченное воспроизведение
- Запоминание рассказов
- 5.11. Мышление детей с недостатками зрения
- Наглядно-действенное мышление
- Построение тележки на основе практической разборки образца
- Наглядно-образное мышление
- Понятийное (словесно-логическое) мышление
- 11 Специальная психологи" 321
- Мыслительные операции
- 5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения
- Формирование зрительных образов внешнего мира на основе остаточного и нарушенного зрения при слепоте и слабовидении
- 5.13. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- 5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения. Особенности эмоций и чувств у слепых
- Эмоциональные состояния
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- Контрольные вопросы и задания
- Литература