14. Виды учебной деятельности. Классификация самостоятельных работ и их характеристика.
Под учебной деятельностью понимают целенаправленную деятельность, ориентированную на усвоение знаний. Репродуктивная деятельность - это деятельность учащихся по образцу, подробной инструкции, направленная на заучивание и воспроизведение знаний и умений в знакомой ситуации.
В основе самостоятельной деятельности лежит преобразование усвоенных учащимся знаний, применение знаний и умений в новой ситуации (продуктивная деятельность). Самостоятельная деятельность предполагает включение учащихся в самостоятельную работу.
Самостоятельная работа -- вид деятельности, которая выполняется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знаний и формирования умений.
По источнику знаний различают:
• самостоятельные работы с натуральными объектами (макро- и микроскопическими), проводимые в ходе наблюдения или эксперимента:
• самостоятельные работы с учебной книгой;
• самостоятельные работы с экранными пособиями;
• самостоятельные работы с моделями и муляжами;
• самостоятельные работы практического характера;
• самостоятельные работы комплексного характера.
По уровню познавательной самостоятельности работы:
[.Репродуктивные рассчитаны па воспроизведение знаний и умений. Как правило, но тренировочные упражнения. выполняемые:
• по обращу (пшрчес1во школьников ограничивается предложенным образцом);
• по подробной инструкции (требуют большей степени мыслительной активности).
2. Продуктивные (творческие) обусловливают 1ворческий характер продуктивной деятельности школьников:
• частично поисковые и поисковые;
• исследовательские.
Краткая характеристика отдельных видов самостоятельных работ
Самостоятельные работы учащихся с натуральными объектами организуются при изучении всех биологических разделов, но наибольшее внимание уделяется им в разделах «Растения» и «Животные». Натуральная наглядность обеспечивает чувственное познание, облегчает восприятие нового и сложного материала.
Самостоятельные работы такого плана чаще всего проводятся на практических занятиях, где учащиеся в основном наблюдают биологические макрообъекты, работают с раздаточным материалом. Практические работы должны обеспечивать постепенное развитие познавательной самостоятельности школьников. Самостоятельные работы с макрообъектами способствуют усвоению понятий о клеточном строении, взаимодействии строения и функции, процессах жизнидеятельности," формированию практических и интеллектуальных умений. Самостоятельные работы с моделями и муляжами. Для формирования представлений о внешнем облике \организмов и их микроскопическом строении в качестве источника знаний могут использоваться модели на уроках 8-11 классов. Самостоятельные работы с учебной книгой. необходимо формулировать задания для самостоятельной работы с учебником так, чтобы направить школьников на умственный поиск нужного материала. Это мог\т быть задания по составлению плана текста, нахождению в нем причин описываемых явлений, выделению главных мыслей, раскрытию определений, формулированию выводов и обобщений.
Самостоятельные работы с учебником необходимо вводить уже в 6 классе, сначала для закрепления материала. При изучении новой темы можно предложить учащимся самостоятельную работу с иллюстрациями. Для школьников этого возраста самостоятельные работы с текстом являются репродуктивным. Самостоятельные работы с экранными пособиями. стены класса,
Методику использования фильма и характер учебной деятельности школьников определяют его содержание и структура, дидактические цели и задачи урока.
Репродуктивной будет самостоятельная работа с фильмом при его демонстрации после объяснения учителем нового материала, то есть при закреплении. Так используются фильмы при изучении сложного материала.
Самостоятельный работы практического характера. Самостоятельные работы комплексного характера. (использование нескольких источников знаний)
- 8. Преемственность содержания школьного биологического образования. Анализ учебников и учебно-методических комплектов разных действующих линий.
- 11. Компетентностный подход к обучению биологии.
- 14. Виды учебной деятельности. Классификация самостоятельных работ и их характеристика.
- 15. Формы организации учебной деятельности.
- 16. Учет знаний учащихся. Тестовый контроль.
- 18 . Проблемный подход в обучении биологии.
- 22. Требования к организации самонаблюдений школьников в разделе «Человек и его здоровье».
- 23. Половое и гигиеническое воспитание школьников.
- 24. Формирование интеллектуальных умений на уроках биологии.
- 25. Материальная база обучения биологии: кабинет, пришкольный участок, их значение. Структура учебно-опытного участка, значение отделов. Методика полевых опытов.
- 26. Экскурсии при обучении биологии: организация и методика проведения.
- 27. Методический анализ тем: «Клетка – структурная единица живого», «Основы генетики», «Возникновение и историческое развитие жизни на Земле», «Место человека в биосфере».