3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
В 30-х г.г. 20в. начало осуществляться всеобщее начальное образование лиц с ограниченными возможностями, в том числе с недостатками слуха. Это остро выдвинуло проблему их дифференцированного обучения. 13 августа 1940г. был издан Приказ Наркомпроса РСФСР о выделении тугоухих и по детей из школы для глухонемых в спец-ые классы и школы.
У сл/сл ребенка имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности слухового анализатора. По сравнению с глухим человеком он иначе приспосабливается к своему нарушению, ищет другие пути компенсации слуховой недостаточности. По сравнению со слышащим у сл/сл ребенка имеется качественное своеобразие использования нарушенного слуха как фактора развития речи. Частичный слух сл/сл ребенка(в отличие от остатков слуха глухого) способен стать основой для формирования речи. Однако приобретаемый таким путем речевой багаж чрезвычайно искажен, что своеобразно отражается на представлениях, понятиях ребенка, дает обедненную и часто неправильную картину окружающего мира. Разработанная в 1954 году Рахиль Марковной Боскис с коллективом ученых психолого- педагогическая типология детей с недостатками слуха послужила основой, которая была принята как научное обоснование для построения дифференцированной системы учреждений для глухих, сл/сл и по детей.
Исходные и новаторские положения классификации Боскис:
Дефект слуха у ребенка рассматривается иначе, чем у взрослого. Нарушение слуха у взрослого не приводит к нарушению развития, так как сохранна речь и сформирована познавательная сфера. Ребенок. Потерявший слух в доречевой период, следует по пути сложной структуры дефекта.
Взаимосвязь слуха и речи. Боскис доказывает, что не только нарушение слуха влияет на речь, но и недоразвитие речи отрицательно сказывается на слуховом восприятии.
Зависимость речевого развития от ряда причин: степень снижения слуха, время потери слуха, педагогические условия, индивидуальные особенности ребенка.
Остаточный слух должен расценивать с точки зрения использования его для развития речи.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.