logo search
ESTETIChESKOE_VOSPITANIE_SREDSTVAMI_ISKUSSTVA

II. Эстетическое воспитание средствами искусства

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взро-слых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отра-жает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь-- быт человека и его труд, природа и предметный мир -- все это также источник, питающий эстетические пере-живания ребенка.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное, Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, кото-рые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Искусство -- особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружа-ющее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрас-ное в жизни.

Любое художественное явление требует от того, кто его вос-принимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок форм, звуков.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обуче-нии пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространствен-ными представлениями (выше--ниже, длиннее--короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музы-кальных звуков.

В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометриче-ской фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художе-ственного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла

В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочета-ний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнооб-разию форм. Сенсорное воспитание -- неотъемлемая часть умственного и эстетического воспитания. Следовательно, зна-чение чувственной основы в эстетическом восприятии определяется как возрастными особенностями ребенка, стре-мящегося к звукам, краскам, формам, так и природой самих эстетических явлений, в которых прекрасное выступает как единство содержания и формы.

Развитие сенсорных способностей -- основа для развития восприятия художественного образа. Это уже более сложный процесс Известно, что под содержанием искусства понима-ется отражение в художественных образах наиболее харак-терных, типичных явлений жизни. Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Слушая колыбельную песню, ребенок воспринимает общее спокой-ное лиричное ее настроение, у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребенок спо-собен уже вычленить и неторопливый темп, и негромкое зву-чание, и выразительные интонации. Так целостное воспри-ятие предполагает и некоторую дифференциацию отдельных средств выразительности.

Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и лини-ям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов.

Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, рифму в стихах, линии, краски и формы в картинах, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок при-учается улавливать некоторые зависимости средств художе-ственной выразительности от содержания произведения. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задор-ный ритм; что в сказке встречаются красивые, выразительные слова и несколько раз повторяется один и тот же оборот речи («...и покатился колобок дальше»); что в картине, переда-ющей образ дремучего леса, преобладают темные краски и т. д.

Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Прослушав пес-ню, сказку, посмотрев на картину, они оживленно вспомина-ют, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.

Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как явления природы, предметы, окружающие ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый.

Содержание этих высказываний связано с теми впечатлени-ями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Они могут содержать оценку поступков, поведения сверстников.

Дети отмечают и средства выразительности в музыкальных, в поэтических произведениях, и средства изобразительности в картинах, в скульптуре, в художественной игрушке. Они склонны интересоваться содержанием песни, картины и могут кратко его изложить. Они могут оценить качество исполнения песни, рисунка, выразительного чтения своих сверстников. Но по преимуществу прежде всего ими схватываются наиболее яркие, приметные признаки.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмо-ций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

Практическая деятельность ребенка -- игра, занятия, выпол-нение определенных обязанностей -- имеет важное значе-ние для его эстетического развития и особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественней деятельностью ребенка (пение, рисование, сочинение стихов, рассказов, сказок и т.д.).

Все виды художественной деятельности возникают в до-школьном детстве -- и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески? Дело взрослых -- создать все усло-вия для приобщения ребенка к разнообразным видам художе-ственной практики.

Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искус-ство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних худо-жественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и деко-ративные изделия -- с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств -- они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Искусство для детей -- это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же зако-нам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнооб-разно по видам и жанрам.

Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народ-ное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незамени-мое назначение.