7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
Человек на то имеет разум и науку,
чтобы обезопасить себя от всякого бедствия.
К. Э. Циолковский
Тарасов Лев Васильевич - кандидат педагогических наук, профессор.
Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.
Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.
Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СЭН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая.
По типу управления: современная традиционная.
По организационным формам: классно-урочная, академическая.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
• Раннее и всестороннее развитие детей;
• Развитие экологического и диалектического мышления;
• Завершение общеобразовательного этапа обучения 9-м классом;
• Переход на старшей ступени на профильное обучение (лицей), обеспечивающее серьезную профессиональную подготовку;
• Обеспечение высокого культурного уровня выпускников.
Принципы
- гуманизация: использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и диалектического содержания, естественнонаучная окраска гуманитарных предметов (диалектизация) и гуманизация дисциплин;
- единение (интеграция) естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования;
-осуществление развивающего обучения через современное содержание, передаваемое современными методами;
- синергетика: объединение, согласование и использование многих инновационных теорий и технологий.
Особенности содержания
Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции.
Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насыщение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК).
В I-VI классах изучается интегративный предмет «Окружающий мир» вобравший в себя разнообразные сведения из многих областей - географии, включая краеведение, биологии, геологии, физики, астрономии, техники, химии, исто-рии, экологии. Фактически это не один учебный предмет, а последовательность из шести вполне самостоятельных интегративных предметов, каждый из которых развивает свою тему: в I классе - Мир знакомый и незнакомый, во II классе -Мир красивый и некрасивый, в III классе - Мир изменчивый и постоянный, в IV классе - Мир таинственный и познаваемый, в V классе - Четыре грани мира, в VI классе - Наша планета - Земля.
В целом «окружающие миры» решают ряд очень важных задач - реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира в целом и месте человека в нем, обеспечивают серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов и, более того, возбуждают интерес к их изучению. Обратим внимание на то, что все четыре естественных предмета - физика, химия, биология, география - изучаются синхронно (одновременно): это происходит в VII - IX классах. Программы этих предметов существенно изменены -все они завершаются в IX классе.
Основную школу отличает раннее формирование естественнонаучных понятий (естественнонаучный развивающий предмет «Окружающий мир I-VI»), развитие вариативного и системного мышления (предметы «Закономерности окружающего мира», «Информатика и моделирование процессов»).
Завершение базовых естественных предметов в IX классе требует радикальней перестройки всего курса математики; этот курс должен теперь заканчиваться не в XI, а в IX классе (вместе с логарифмами, тригонометрическими функциями, элементами стереометрии). Обратим внимание также на интегративный предмет «Закономерности окружающего мира» в VI - VIII классах. Речь идет о вероятностных закономерностях. Этот предмет знакомит школьников с вероятностями, вероятностными подходами, формирует вариативное мышление.
Исходя из интересов детей, наблюдательная астрономия перенесена из XI класса (когда она уже неинтересна учащимся) в «Окружающий мир» в V классе (когда дети особенно жадно желают постичь картину Вселенной). Атомно-молекулярные представления, понятия о химических элементах, простых и сложных веществах, несложных химических реакциях формируются в V классе. Тогда же дети знакомятся и со многими физическими понятиями - силой, энергией, работой, мощностью. В «Окружающем мире» в VI классе вводятся понятия физического поля (магнитного поля и поля тяготения), даются представления о химии литосферы, атмосферы и гидросферы Земли, рассматривается фотосинтез и его роль в земной биосфере.
Старшая (лицейская) ступень ориентирована на экологизацию, позволяющую выходить на проблемы культуры и нравственности (предметы «Вселенная человека», «Человек и природа», «Современный мир», «Образ жизни и здоровье человека»).
Эти курсы построены в соответствии с экологическим императивом, здесь человек (в частности, учащийся) есть часть самой природы, а не некий абстрактный исследователь, наблюдающий ее как бы со стороны.
Особенности методики
В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательная сторона.
Однако ЗУН являются не целью, а средством развития. Важнейший метод -проблемный. Развитие личности ребенка включает 3 этапа:
1) развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа;
2) развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V—IX классы;
3) развитие основных фаз творческого процесса - X-XI классы. Используется модель холистического обучения:
- гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;
- восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматизация, ви зуализация (в воображении), эмоциональность, синектика - установление связей, латеральное мышление (юмор, инсайт, творчество).
Позиция ученика:
- ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
- личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;
- сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
- глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;
- ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;
- от ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:
- не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.
Литература
1. Гусев В. Геометрия. - М.: Авангард, 1996.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
3. Мордкович Г. Алгебра. - М.: Авангард, 1996.
4. Пермякова Н. Родное слово. - М.: Авангард, 1996.
5. Петрова О. Речь и культура общения. - М.: Авангард, 1996.
6. Рекомендации по созданию и функционированию образовательных учреждений, работающих по модели «Экология и диалектика». - Письмо № 96/11 МО РФ от 23.01.96.
7. Репьева И. Профессиональный разговор // Учительская газета. - 1996. - № 21.
8. Селевко Г.К. Диалектика развития взглядов на природу света //' Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль: ЯГПИ, 1970.
9. Тарасов Л. Неслучайная случайность. - М.: Авангард, 1996.
10. Тарасов Л. Число и окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.
11. Тарасов Л., Баранова Т. Математика. 1 класс: В 4 ч. - М.: Авангард, 1996.
12. Тарасов Л., Жарова П., Мишина И. История. - М.: Авангард, 1996.
13. Тарасов Л.В. Новая модель школы: Экология и диалектика. - М., 1992.
14. Чибизова Г., Тарасов Л. Окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.
15. Целищева Н.И. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика» //Народное образование. -1997. - № 1.
- Введение
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- 4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему в.Ф.Шаталова, е.Н.Ильина, на. Зайцева, а.А. Окунева5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (е.И. Пассов)
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (и.Н. Закатова)
- 6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в.Д.Шадриков)
- 6.7. Коллективный способ обучения ксо (а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц - уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г. Хазанкин)
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе)
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (и.П. Волков, гс. Альтшуллер, и.П. Иванов)
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и. С. Якиманская)
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (г.К.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский)
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий