9. Приемы анализа текста. Пересказ, виды пересказов.
Анализ литературного произведения в школе представляет собой эволюционирующее, динамическое явление, испытывающие воздействие многочисленных факторов, где влияние с точки зрения исторической перспективы имело кратковременный или постоянный характер. Менялись ценностные ориентации эпох, внедрялись в школу при помощи тех или иных типов анализа: 1. идеал гармонического устойчивого миропорядка упоминался в сознании учащихся вместе с риторическим анализом ценностей античной классики (до 30 г. 19 века), 2. идеал положительного знания в купе с принципом элитарности реализовался на основе научного филологического анализа (1 половина 19 века), 3. идеал человека-гражданина, общественного деяния делает его центром преподавания литературы, тип анализа, позволяющий критиковать общественное зло (2 половина 19 века). Пути анализа: - композиционный, - пообразный, - проблемный, - системный. Приемы анализа: - анализ композиции, - анализ стиля, - анализ творческой истории, - инсценирование, - составление киносценария, - претворение произведения в других видах искусства, - прием устного словесного рисования, - выразительное чтение текста. В качестве основных принципов школьного анализа выступают следующие: -объективность анализа, - изучение исторического контекста, - принцип целостности или взаимосвязь и взаимообусловленности в их компонентов произведения, - принцип содержательности формы, - учет жанрово-родовой специфики произведения, - обращение и сценичность истории, - учет психолого-возрастных особенностей школьников и уровня их литературного развития, - ориентированность на развитие разных сторон, личности читателя (воспитания, эмоциональности мира, нравственных представлений, усовершенствований, читательского вкуса, развитие творческого воображения и выработка эстетических взглядов на литературу и искусство в целом), - педагогическая целесообразность, - вариативность и избирательность, - мера научности. Основные вопросы к анализу литературного произведения: - источники текста (прижизненные и академические издания, списки), - сюжет (конкретное содержание элементов сюжета, отношение к действительности), - художественное время и пространство, - тематика, проблематика, - образная система, - функции слова в выражении авторского сознания и сознания персонажей (тропы, фигуры, лексико-грамматические особенности), - композиция, - жанровая специфика, - творческий метод, литературное течение, направление, школа, - идеал произведения, - произведение в осмыслении критиков, - сценическая история (для драматических произведений), - система стихосложения, стилевая композиция (для лирики).
Пересказ с элементами анализа. Этот вид пересказа передает содержание текста, включает отдельные цитаты, сохраняется главные художественные особенности и сопровождается необходимым минимум литературных оценок и комментарий. Научный пересказ – промежуточный этап работы между чтением и усвоением текста и анализом текста. Эффективной подготовкой научному пересказу служат следующие задания: 1. продумайте назначение вашего пересказа, как повлияет назначение пересказа на отбор событийного материала, языковых средств и воспроизведение композиции исходного текста, 2. какие события и почему вы перескажите подробно, какие кратко, 3. какие события вы перескажите близко к тексту, а какие свободно, продумайте какие выразительно-лексические средства из исходного текста вы включите в свой рассказ, какие цитаты вы используете в процессе пересказа и почему, 4. продумайте необходимый минимум собственного комментария, помогающего понять сложные места текста.
- 1. Литература в школе как учебный предмет. Школьные программы и учебники.
- 2. Методика преподавания литературы как научная дисциплина.
- 3. История развития методики литературы в 19 веке.
- 4. История развития методики литературы в 20 веке.
- 5. Теоретические проблемы современной методической науки. Традиционные и новаторские идеи в изучении литературы в школе.
- 7. Возрастные особенности восприятия художественного произведения учащимися средней школы.
- 8. Методы и принципы изучения литературы в школе.
- 9. Приемы анализа текста. Пересказ, виды пересказов.
- 10. «Скрытые» формы анализа текста.
- 11. Выразительное и комментированное чтение как приемы анализа текста.
- 12. Урок литературы как методическая проблема. Требования к современному уроку литературы, структура уроков, классификация уроков. Требования к анализу урока литературы.
- 13. Типы уроков литературы. Урок-семинар в старших классах средней шшколы.
- 16. Изучение художественных произведений в их родовой специфике. Особенности анализа эпических произведений.
- 1717. Особенности анализа лирики.
- 18. Особенности анализа драматических произведений.
- 19. Завершающие занятия в системе работы над художественным произведением. Повторение на уроках литературы.
- 21. Специфика курса литературы в старших классах. Лекция как тип урока при изучении обзорных тем.
- 24. Речевая деятельность школьников на уроках литературы, критерии речевого развития учащихся.
- 25. Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы.
- 26. Внеклассная работа по литературе: ее цели, особенности и формы.
- 27. Учет и оценка знаний на уроках литературы. Традиционные и новые формы аттестации школьников по литературе.
- 30. Государственный образовательный стандарт по литературе.