2.1. Методы исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
В современных условиях возрастают требования к каждому человеку как специалисту в определенном виде деятельности. Как показывает практика, почти во всех видах деятельности одного старания и желания недостаточно. Успешность во многом зависит от наличия у человека способностей и склонностей к этому роду деятельности, от его профессиональной направленности.
Профессиональная направленность личности – это совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. 11
Психологическими механизмами профессиональной направленности личности может выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.
Профессиональную направленность личности нельзя изучать отдельно от мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества. Так же при исследовании профессиональной направленности необходимо учитывать и тип профессии к которому склонен человек.
Исследование проводилось в апреле 2012 года.
Цель исследования – определить влияние преобладающего типа профессии на степень сформированности профессиональной направленности личности старшего школьника.
Задачи исследования:
- изучить профессиональную направленность старшеклассников (преобладающий тип профессии);
- определить степень сформированности профессиональной направленности личности старших школьников;
- рассмотреть влияние преобладающего типа профессии на степень сформированности профессиональной направленности личности старших школьников.
Объект исследования: учащиеся 11 «А» класса МОУ СОШ № 17 в количестве 19 человек.
Предмет исследования: влияние преобладающего типа профессии на степень сформированности профессиональной направленности личности старших школьников.
Гипотеза: преобладающий тип профессии влияет на степень сформированности профессиональной направленности личности старших школьников.
Выборка: исследования проводились на базе МОУ СОШ № 17, города Коврова. В исследованиях приняли участие дети старшего школьного возраста – ученики 11 «А» класса, в количестве 19 человек. Возрастной состав испытуемых 16 – 17 лет.
Методы: в ходе исследования были использованы дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии) и анкета оптанта.
Для определения преобладающего типа профессий был использован дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии). 12
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова.
Интересы и склонности человека - важные факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Склонность отражает положительное внутреннее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Опросник позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой области приложения сил он сейчас более склонен, к какой - менее, но не насколько.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов (см. приложение I) поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Наиболее подходящим для испытуемого является тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Е. А. Климов выделяет следующие типы профессий:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Обработка и интерпретация результатов. После заполнения "Листа ответов" подсчитывается число знаков "+" в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять, в соответствии с типами профессий). Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков " - " и их количество записывается во вторую пустую строку листа ответов. После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким образом в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной - склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.
Анкета оптанта используется для определения сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.13
Анкета оптанта используется в целях профориентации и при приеме на работу, она может использоваться для обследования подростков и взрослых. Вопросы анкеты позволяют исподволь выявить интересы человека, его память, наблюдательность, сообразительность.
Анкета позволяет получить первичную информацию об интересах, наклонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки оптанта, а также о главных направлениях профориентационной работы.
Испытуемому предлагается заполнить анкету. В анкете содержится 11 вопросов (текст анкеты см в приложении)
Анализируя результаты анкеты, профконсультант должен сформулировать следующие выводы:
- о наличии профессионального плана и степени его сформированности (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора);
- об осознанности выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы вы бора профессии).
В данном исследовании вывод о сформированности профессиональной направленности будет заключаться по следующим пунктам:
- наличие выбранной профессии;
- соответствие выбранной профессии интересуемой области деятельности (естественно-научной, точным наукам, общественно-научной, гуманитарной, сфере искусства, или же отсутствие определенных интересов);
- наличие приязни к выбранной профессии;
- наличие не менее трех причин выбора этой профессии.
Для данного исследования выделено три степени сформированности профессиональной направленности:
- полностью сформированная профессиональная направленность;
- тенденция к сформированности профессиональной направленности;
- отсутствие сформированности профессиональной направленности.
- Глава I. Теоретические основы изучения профессиональной направленности личности старших школьников…………………………………………………6
- Глава II. Исследование профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне………………………………15
- Глава I. Теоретические основы изучения профессиональной направленности личности старших школьников.
- Понятие профессиональной направленности личности старших школьников.
- Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности старших школьников.
- Профессиональная направленность личности как фактор профессионального самоопределения старших школьников.
- Глава II. Исследование профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- 2.1. Методы исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- 2.2. Анализ результатов исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- 2.3. Коррекционные мероприятия.
- Профориентация. Выбор профессии.
- Заключение.
- Список источников.