Нормативно-правовые основы образования.
Базовой юридической основой образования является статья 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Будущее каждого народа и государства зависит от того, в каком положении находятся дети. В 1989 году ООН была принята Конвенция о правах ребенка, в которой имеются статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования.
Декларация (лат. declaratia) -провозглашение, рекомендации, которые не имеют обязательной силы.
Конвенция (лат. conventio) - договор, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Как видно, общемировым минимальным требованием является начальное образование, хотя сейчас подавляющее большинство стран мира уже преодолели этот порог и реализуют в качестве обязательного основное среднее образование.
Во Всеобщей декларации прав человека провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования.
Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ, принятой в 1993 году. В ней говорится:
Каждый имеет право на образование.
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками и ее структура.
- Возникновение и становление педагогической профессии. Функции педагога и их характеристика.
- Особенности развития и воспитания дошкольного возраста.
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
- Развитие, формирование и воспитание личности.
- Возрастные особенности развития младшего школьника.
- Сущность и аспекты образования.
- Нормативно-правовые основы образования.
- Сущность и структура педагогического процесса.
- Принципы организации педагогического процесса.
- Принципы управления деятельностью воспитанников.
- Общая характеристика системы образования.
- Обучение как способ организации педагогического процесса.
- Основные функции обучения и их характеристика.
- Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения.
- История организации системы обучения. Особенности классно-урочной системы.
- Теоретические формы организации образовательного процесса.
- Практические формы организации образовательного процесса.
- Формы и виды контроля.
- Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе.
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся.
- Процесс воспитания и его особенности.
- Нравственное воспитание.
- Семейное воспитание, его принципы и содержание.
- Семейная педагогика. Взаимоотношения образовательных учреждений и семьи в воспитательном процессе.