12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координатор международной программы EPOS (educational park of open studios).
Прообразом организации процесса в Школе-парке являются открытые студии в Древней Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие беседы-диалоги со студентами, которых интересовали различные проблемы мироустройства. Другим аналогом прошлого (до XVII века) могут служить формы ученичества в продуктивной среде (семье, мастерской, ферме). Сегодняшние частные прототипы - парк-школы Саммерхилл в Англии и Садбери Вэлли в США.
Эта технология интегрирует идеи и принципы ряда образовательных технологий, среди которых в первую очередь следует назвать белл-ланкастерскую систему, систему С.Френе, Йена-план, коллективный способ обучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко), воспитательную методику И.П.Иванова.
В 95-й школе Екатеринбурга (типичная массовая школа на окраине города, 1200 учащихся, двухсменный режим работы) парковую технологию внедряют с 1993 года.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная + биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.
По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + СДП.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная + профессиональная, гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью: система «репетитор».
По организационным формам: индивидуальная.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + свободного воспитания.
По преобладающему методу: диалогическая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: любые категории.
Целевые ориентации
• Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу.
Концептуальные положения
• Образование рассматривается как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида.
• Интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта.
• Школьный класс - замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа.
• Учебники и программы из казенных орудий внешней сортировки учащихся по способностям становятся полезными справочниками.
• Пересматривается система учебных ценностей - многие истины быстро становятся частными мнениями.
• Отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения с избранным тобой человеком.
Особенности содержания
Содержание образования резко отличается от традиционного тем, что вместо казенного набора ЗУНов, предлагаемых программой, каждая парк-студия предлагает ученикам возможности умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное (хотя и сопряженное с другими сферами) углубление членораздельной организации мира.
В парк-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий (от кухонных, авторемонтных и столярных до торговых, спортивных и компьютерных), для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веку выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.
Особенности методики
Школа-парк основана на разновозрастных объединениях детей - открытых студиях.
Открытая студия отличается от класса тем, что это не группа учеников, пришедших на урок, и это не группа учеников, формально принадлежащих к одному уровню подготовки. В отличие от номинальной структуры класса, где иерархия способностей как бы несущественна для главного ритуала урока и где каждый предстает голым одиночкой перед учителем-драйвером, в открытой студии действует ие-рархичная структура старших и младших во главе с учителем-лидером. Со временем в такой студии складывается и материальная структура, типичная для мастерской, где каждый мастер и подмастерье знает свое место. Правда, на особой периферии такой студии-мастерской еще предусмотрено место для случайных посетителей и постоянных клиентов, как в любой мастерской сферы услуг.
По форме управления и организации учебного процесса студия резко отличается от урока, где учитель выполняет административную функцию драйвера погонялы. В открытой студии-мастерской учитель - старший мастер, здесь он действует как лидер-эксперт, к которому обращаются в случае надобности. Реальное обучение идет в системе возрастных вертикалей, между которыми часто возникает негласное, но вполне доброе соревнование. Никаких особых возрастных пределов (кроме чисто физических, связанных с техникой безопасности, младенческой и старческой немощью и т.п.) здесь не устанавливается. Учебная работа идет в деловом общении старших учеников (как рядовых мастеров в своих более узких проблемах) с младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или тех же младших - с постоянными клиентами и посетителями, где они выполняют функции старших - гидов типа чичероне.
Основной метод обучения - диалог, речевое общение партнеров.
Речевая практика допускает любое число партнеров, каждый из которых делает свой ход (реплику, которая может быть и вполне нулевой) по своим личным, но динамично согласуемым с партнером правилам. И когда учителю удается вести урок в таком режиме открытой речевой игры (вместо замкнутых циклов типа «опрос объяснение - закрепление - опрос» учебного материала), ученик получает возможность развивать свое, сугубо личное знание в объектной сфере данного учебного предмета. Игры можно проводить на материале практически любого учебника для школы и вуза без слишком драматичного нарушения норм классно-урочного ритуала. Например, самая интересная выглядит как обычный просмотр учебника, страница за страницей, с речевым, моторным, жестовым и всяким другим (включая гримасный) комментарием учителя и учеников по поводу его содержания.
Именно открытый диапазон таких значимых (для всей группы!) замечаний снимает с учителя функцию казенного оценщика ответов и переводит занятие в режим свободного, частного, сугубо личного дела каждого из участников.
Оценивание результатов. В парк-школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста на самом действенном (в обучении) уровне - уровне самооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных классах. Этого вполне достаточно, чтобы выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.
Мощная парк-школа, состоящая из множества открытых рабочих студий, представляет эффективную модель воспитания.
Литература
1. Балабан М. Бесплатная реформа //Педагогический калейдоскоп. - 1994. - № 13 -14.
2. Балабан М. Право на неграмотность //Педагогический калейдоскоп. -1995. - №6.
3. Балабан М. Выпустим школу на волю //Первое сентября. -1997. - Me 30, 33.
4. Бабалан М. Новая жизнь без революции //Первое сентября. - 1996. -№67.
5. Балабан М. Что такое школа-парк //Первое сентября. — 1993. - №7.
6. Балабан М. Свободные парк-школы: учебные материалы для аналитических семинаром педагогике массового образования. - М.: НИВЦ МГУ, 1992.
7. Соловейчик С. Мечта и действительность //Первое сентября. — 1996. - № 100.
- Введение
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- 4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему в.Ф.Шаталова, е.Н.Ильина, на. Зайцева, а.А. Окунева5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (е.И. Пассов)
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (и.Н. Закатова)
- 6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в.Д.Шадриков)
- 6.7. Коллективный способ обучения ксо (а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц - уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г. Хазанкин)
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе)
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (и.П. Волков, гс. Альтшуллер, и.П. Иванов)
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и. С. Якиманская)
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (г.К.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский)
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий