logo search
Юлин диплом

Выводы по 1 главе

Познавательную деятельность младшего школьника необходимо формировать в строго определённом порядке, считаясь с содержанием слагающих её действий, и использовать при этом все средства и методы для достижения наиболее эффективного воздействия познавательной деятельности на ребёнка при формировании его как личности, т. е. разные средства активизации учебно – познавательной деятельности. Наряду с такими средствами как использование дидактических игр на уроке, выполнение самостоятельной работы, применение компьютера в обучении и многих других можно организовывать специально разработанные уроки, включающие межпредметные знания, интегрированные уроки, так как межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

Корни процесса интеграции предметов лежат в далеком прошлом классической педагогики. Уже Ян Амос Коменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»[24,87].

В настоящее время по данной теме в методической литературе нет единого мнения. Каждый учитель в понятие «интеграция» вкладывает свой смысл. В данной работе под интеграцией предметов понимается естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.

В качестве психологических основ процесса интеграции школьного обучения используются идеи Ю. А. Самарина об ассоциативном мышлении.

В начальных классах интегрированные уроки носят коллективный характер, т.е. «немного обо всём».

Эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала). Кроме того интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

Для создания интегрированного урока необходимы три условия:

- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции предметов.