logo search
Рекомендации по оформлению дипломной работы дл

4. Язык и стиль дипломной работы

При подготовке дипломной работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт находит свое отражение, прежде всего, в том, что стиль изложения должен носить характер доказательности, убедительности, как следствие проведенного исследования.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и т.д.). Противоречивые отношения обозначаются иными словами и словосочетаниями: однако, между тем, в то время как, тем не менее. Причинно-следственные отношения выражаются оборотами: следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же. Переход от одной мысли к другой осуществляется благодаря словосочетаниям: прежде чем перейти к.., рассмотрим, остановимся на.., необходимо рассмотреть. Итог, вывод определяется словами и словосочетаниями: итак, таким образом, резюмируя, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.

Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обуславливает точность их словесного выражения и, следовательно, использование специальной терминологии. Поэтому эмоциональные языковые элементы в дипломной работе не играют особой роли.

Письменная научная речь имеет и чисто стилистические особенности. Ее основная стилевая черта – объективность изложения, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Объективность изложения реализуется в тексте дипломной работы благодаря вводным словам и словосочетаниям, указывающим на степень достоверности сообщения: конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно.

Следует учитывать, что стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Стало неписанным правилом, когда автор дипломной работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы» - я и научный руководитель. В определенной степени такой подход повышает ответственность и автора дипломной работы и его руководителя за результаты, которые излагаются в ней.

Однако нагнетание в тексте местоимения «мы» производит малоприятное впечатление. Поэтому следует прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения, например: неопределенно-личные предложения («Вначале…, а затем…»); изложение от третьего лица («Автор полагает…»); предложения со страдательным залогом («Разработан комплексный подход к исследованию…»). Все это устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст дипломной работы личные местоимения.

Качествами, определяющими культуру речи, являются точность, ясность и краткость.

Смысловая точность является одним из главных условий, обеспечивающих ценность заключенной в дипломной работе информации. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать двоякое толкование той или иной фразы, а иногда и всего текста в целом.

Лексические ошибки лишают научную речь точности и ясности. Следует добиваться точности словоупотребления, избегая слов, искажающих смысл работы. Это, прежде всего канцелярские слова, книжная лексика и злоупотребление иностранными словами. Часто имеет место и элементарное незнание смысла слова.

Ясность – это умение писать доступно и доходчиво, т.е. отсутствие усложнённых названий простых, всем хорошо знакомых предметов, оформление текста дипломной работы, содержания и формы ее изложения должно быть доступно тому кругу читателей, на которых такие работы рассчитаны.

Краткость – необходимость и обязательное качество научной речи, определяющее ее культуру. Это умение избегать ненужных поворотов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит той цели, чтобы не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки должны быть полностью исключены из текста дипломной работы.

Краткость достигается благодаря различным сокращениям слов и словосочетаний, замене часто повторяющихся терминов аббревиатурами и т.д.

Для языково-стилистического оформления дипломной работы очень важно уметь организовать накопленную информацию в связный текст, для чего необходимо хорошо разбираться в речевых функциях текста и лексических средствах их реализации. Для облегчения работы дипломников ниже в форме таблицы приводятся речевые клише, выполняющие различные речевые функции, которые в научных произведениях используются как средства связи между предложениями.

Речевая функция

Лексические средства

Причина и следствие, условие и следствие

(и) поэтому, потому, так как

поскольку

отсюда следует

откуда следует

вследствие

в результате

в силу этого , ввиду этого

в зависимости

в связи с этим, согласно этому

в этих условиях, при таких условиях

(а) если (же)…, то

что

свидетельствует

указывает

говорит

соответствует

дает возможность

позволяет

способствует

имеет значение и т.д.

Временная соотнесенность и порядок изложения

сначала, прежде всего

одновременно, в то же время, здесь же

наряду с этим

предварительно, ранее, выше

еще раз, вновь, снова

затем, далее, потом, ниже

в дальнейшем, в последующем, впоследствии

во-первых, во-вторых и т.д.

в настоящее время, до настоящего времени, в последние годы, за последние годы

наконец, в заключении

Сопоставление и противопоставление

однако, но, а, же

как.., так и...; так же, как и

не только.., но и…

по сравнению; если…, то…

в отличие, в противоположность, наоборот

аналогично, также, таким образом

с одной стороны, с другой стороны

в то время как, между тем, вместе с тем

тем не менее

Дополнение или уточнение

также и, причем, при этом, вместе с тем

кроме того, сверх того, более того

главным образом, особенно

Ссылка на предыдущие и последующие высказывания

тем более, что…

в том числе, в случае, то есть, а именно

как было

сказано

показано

упомянуто

отмечено

установлено

получено

обнаружено

найдено

как

говорилось

указывалось

отмечалось

подчеркивалось

выше

согласно этому, сообразно этому, соответственно этому

в соответствии с этим, в связи с этим

в связи с вышеизложенным

данный, названный, рассматриваемый

такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный

подобного рода, подобного типа

следующий, последующий, некоторый

многие из них, один из них, некоторые из них

большая часть, большинство

Обобщение, вывод

таким образом, итак, следовательно

в результате, в итоге, в конечном счете

отсюда

вытекает

следует

понятно

ясно

из этого

это

позволяет сделать вывод

сводится к следующему

свидетельствует

наконец, в заключение

Иллюстрация сказанного

например, так, в качестве примера

примером может служить

такой как

в случае, для случая

о чем можно судить, что очевидно

Введение новой информации

рассмотрим следующие случаи

остановимся подробно

приведем несколько примеров

основные преимущества этого…

некоторые дополнительные замечания…

несколько слов о перспективах исследования