Развитие, формирование и воспитание личности.
Общество осуществляет всестороннее развитие личности. Эта задача может быть успешно решена при условии глубокого изучения того, что накоплено наукой по проблеме развития растущего человека. Она уже давно находится в центре внимания многих наук: возрастной физиологии, психологии и педагогики, социологии и др.
Марксистско-ленинская наука рассматривает развитие как сложный процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии от старого качественного состояния к новому, процесс обновления, рождения нового и отмирания старого. Борьба противоположных начал — источник развития.
Советская психология и педагогика включают в понятие развитие процессы роста и созревания организма, которые протекают в тесной взаимосвязи с психическим развитием, влияют на него, но не определяют формирование человека как личности.
Развитие личности — это и процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, к людям, в познавательных процессах.
Развитие и совершенствование личности, особенно в детские и юношеские годы, происходят главным образом под влиянием воспитания. Но степень и характер воздействия воспитания во многом зависят от того, насколько воспитание учитывает закономерности развития. Таким образом, между воспитанием и развитием существует двусторонняя связь. Поэтому важно глубже рассмотреть закономерности развития личности.
Марксистско-ленинская наука считает неверным механическое перенесение буржуазными учеными данных генетики на духовное развитие человека, так как сам характер наследственных задатков и их проявление у животных и человека различны.
Животные наследуют определенную программу действий. Она передается без изменения из поколения в поколение. Поэтому птицы разных поколений вьют одинаковые гнезда, кроты или ежи роют одинаковые норы.
Человек наследует структуру мозга. Находясь в обществе, он вступает с людьми в многообразные отношения, осваивает опыт предшествующих поколений, совершенствует его, развивается как личность. Таким образом, человек постоянно изменяет характер своей деятельности и ее условия, а вместе с ними изменяется и сам.
Классики марксизма-ленинизма дали яркую картину подлинного расцвета личности в условиях строительства социализма и коммунизма. Их прогнозы полностью подтвердились. Освобождение человека от капиталистической эксплуатации, небывалый размах образования привели к существенным качественным изменениям в структуре личности. Показателем этого является рост духовных потребностей советских людей. Наш народ по праву считается самым читающим народом в мире. Советские люди любят хорошие книги, содержательные статьи, интересные кинофильмы, высокохудожественные произведения изобразительного искусства. Они предъявляют все новые требования к качеству образования.
Биологический фактор. Родившийся ребенок — это живой организм, он растет и развивается по законам, изучаемым биологией, анатомией и физиологией. Он получает по наследству от своих близких и далеких предков строение тела, органов чувств и движений, особенности руки как орудия труда и познания, органов речи, а также структуру мозга.
Важное значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов (1849—1936), разработавший учение о типах нервной деятельности, убедительно показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей.
Исследованиями установлено, что типологические особенности влияют на формирование свойств личности, но не определяют их. Под влиянием условий жизни и воспитания на основе одних и тех же типов нервной системы можно сформировать различные характеры, и наоборот, на основе различных типов нервной системы — одинаковые характеры.
Однако совершенствование типа нервной системы, формирование характера не одноактный процесс. Нужна целая система работы, включающая разъяснение, контроль, упражнение, самоконтроль, стремление самой личности к совершенствованию.
Вся эта работа может быть успешно осуществлена при условии глубокого изучения воспитателями типологических особенностей нервной системы детей и учета их в определении программы воспитания и при выборе средств и методов воздействия на детей. Наследственность играет определенную роль в формировании особых видов одаренности, например в области искусства. Но развитие задатков, формирование способностей и таланта как высокой степени одаренности в том или ином виде деятельности зависят от воспитания, от пробуждения у личности глубокого интереса к своему делу. М. Горький одаренность человека образно называл искрой, которая может и погаснуть и разгореться. Единственным способом заставить эту искру разгореться ярким пламенем является труд, требовательность к себе.
Проявляя заботу об общем развитии детей, воспитатели должны замечать проявление склонностей и способностей у детей, трезво их оценивать и содействовать развитию.
Среда. Под средой подразумевают общество, в котором живет ребенок. Общественный строй, политика господствующих классов оказывают большое влияние на формирование стремлений, идеалов детей. Среда — это и непосредственное окружение ребенка, его семья, коллектив, в котором он воспитывается и учится, а также условия его жизни: квартира, питание, окружающие ребенка вещи. В нашей стране созданы исключительно благоприятные условия жизни детей. Государство и общество заботятся об организации их досуга, отдыха. Для детей издается огромное количество книг. Наша советская действительность, творческий труд нашего народа, в котором посильное участие принимают и дети, формируют у них благородные стремления.
Большое влияние на детей оказывает их непосредственное окружение: семья, школа, пионерская и комсомольская организации, товарищи и друзья. Общение с окружающими ребенка людьми является важным условием его развития. Известный советский психолог Л. С. Выготский (1896—1934) утверждал, что ребенок с момента рождения является существом социальным, общественным. Особенно большое значение для развития ребенка имеет его общение со взрослыми людьми. У них он перенимает необходимые для жизни знания и опыт. В процессе общения с окружающими у ребенка формируется потребность в людях, которая становится важнейшим источником его разностороннего развития.
Общество и непосредственное окружение могут согласованно влиять на ребенка. Но так бывает не всегда. Между этими влияниями могут возникать как отдельные частные несоответствия, так и полная противоположность.
Характер любого влияния среды зависит от богатства личности, от ее потребностей и стремлений. В случаях явно неблагоприятного влияния на воспитанника окружающих его людей учитель обращается к общественности и органам власти, с тем чтобы изъять ребенка из этой среды.
РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Советская психология и педагогика исходят из признания ведущей роли воспитания в развитии личности.
Основой психического развития является развитие нервной системы и особенно ее высшего отдела — коры больших полушарий головного мозга. Оно протекает в процессе непрерывного и взаимодействия человека с окружающей средой. Воспитание открывает перед человеком широкий круг знаний, знакомит его в определенной системе с окружающей жизнью, обеспечивает образование в мозге человека огромного количества нервных связей и приводит к совершенствованию психической деятельности.
Советская психология и педагогика придают особое значение исследованию процесса совершенствования психики в детском и юношеском возрасте под влиянием воспитания и направляют свои усилия на поиски путей более интенсивного развития детей в процессе их воспитания и обучения.
Важнейшими условиями развития детей являются общение и деятельность. Ребенок при помощи взрослых вступает с самого раннего возраста в многообразные отношения с внешним миром. Под руководством взрослых (родителей, воспитателей, старших членов семьи) он овладевает речью, первоначальными нормами поведения, включается в разнообразные формы деятельности. Причем оказывается, что различные виды деятельности имеют неодинаковое значение для развития детей в тот или иной возрастной период. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев пишет, что одни виды деятельности играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики от ведущей деятельности.
В период дошкольного детства основным видом деятельности детей является игра. В играх расширяется кругозор ребенка, развиваются его умственные способности (сообразительность, догадка, смекалка), начинают формироваться черты характера и нравственные качества.
Наряду с игрой определенное значение в жизни дошкольника приобретает трудовая деятельность. Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его первоначальными умениями и навыками, формируют нравственные и волевые качества. Учитывая возраст детей, родители, учителя и воспитатели часто сочетают трудовые занятия с игрой.
Введение элементов игры в трудовую деятельность детей повышает у них интерес к труду, стимулирует их активность, усиливает воспитательное воздействие трудовых занятий на детей.
С поступлением ребенка в школу одним из основных видов деятельности становится учение. Оно неизмеримо расширяет кругозор детей, обеспечивает формирование понятий, способствует их углублению и уточнению. В ходе обучения школьники овладевают способами учения и получают возможность узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, бесед со взрослыми. В ходе самостоятельной деятельности детей развивается их познавательная активность. Она становится все более мощным стимулом их разностороннего развития.
В период обучения в школе все большее значение приобретает трудовая деятельность. Ее содержание и характер претерпевают существенные изменения. Будучи связана с обучением, трудовая деятельность повышает эффективность обучения и становится важным средством подготовки молодежи к жизни. В элементарной форме она встречается уже в дошкольном возрасте (помощь при сервировке стола, наблюдение за умыванием детей). Формирование растущего человека как гражданина, строителя коммунизма осуществляется в процессе общественной деятельности. Содержание и характер общественной деятельности меняются с приходом ребенка в школу. Ученик становится сначала октябренком, а затем пионером, что помогает ему включиться в общественную жизнь нашей страны.
Воспитатели, учителя призваны так организовать его деятельность, чтобы с первых лет жизни ребенка формировать его как активного общественника.
Но младшим школьникам еще трудно сделать выводы о своих достоинствах и недостатках, не могут они в полной мере и контролировать свое поведение. Поэтому влияние взрослых, особенно учителя, на детей этого возраста велико.
В подростковом возрасте усиливается интерес учащихся к своей личности, а с ним и возможности самовоспитания. В юношеские годы интенсивно формируются собственные взгляды, стремления, идеалы. Они определяют поведение человека. Помочь школьникам правильно определить цель в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения, соответствующие нормам коммунистической морали, — важная задача воспитания.
- Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками и ее структура.
- Возникновение и становление педагогической профессии. Функции педагога и их характеристика.
- Особенности развития и воспитания дошкольного возраста.
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
- Развитие, формирование и воспитание личности.
- Возрастные особенности развития младшего школьника.
- Сущность и аспекты образования.
- Нормативно-правовые основы образования.
- Сущность и структура педагогического процесса.
- Принципы организации педагогического процесса.
- Принципы управления деятельностью воспитанников.
- Общая характеристика системы образования.
- Обучение как способ организации педагогического процесса.
- Основные функции обучения и их характеристика.
- Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения.
- История организации системы обучения. Особенности классно-урочной системы.
- Теоретические формы организации образовательного процесса.
- Практические формы организации образовательного процесса.
- Формы и виды контроля.
- Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе.
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся.
- Процесс воспитания и его особенности.
- Нравственное воспитание.
- Семейное воспитание, его принципы и содержание.
- Семейная педагогика. Взаимоотношения образовательных учреждений и семьи в воспитательном процессе.