logo search
ГМУ госы ответы

5.Факторы производства, предложение, цена на факторы производства

Факторы производства - используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Существует четыре основных фактора производства: труд, земля, капитал и предпринимательство.

Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, т. е. напряженностью труда в единицу времени. Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных. Отношение результата труда в виде количества произведенных продуктов к его затратам в единицу времени характеризует производительность труда.

В экономике наибольшее значение имеют земельная и горная рента, т. е. доход от сдачи в аренду земельных и горных угодий и месторождений полезных ископаемых. Сама по себе земельная рента возникает вследствие того, что земельный собственник передает свое право пользования землей предпринимателю или другому арендатору.

Третий фактор - капитал бывает двух типов: производственный и финансовый. К производственному относятся все средства производства, созданные человеком (здания, сооружения, оборудование). К финансовому - денежные средства, которые привлекаются для приобретения производственного капитала.

Четвертым фактором производства является предпринимательство. Предпринимательская способность - это способность человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара, принимать разумные последовательные решения, применять новшества и идти на оправданный риск. Плата, получаемая от использования этого фактора, называется прибылью.

На конкретных рынках цены факторов производства формируются под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть предоставлено на рынке по существующим на данный момент ценам. Особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего таких, как труд, земля природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.

Любое предприятие одновременно выступает как товаропроизводитель и продавец определенной продукции и как покупатель факторов производства. Как продавцу ему присущ типический интерес - подороже продать свою продукцию. На рынке факторов производства предприятие выступает как покупатель, заинтересованный подешевле купить производительные ресурсы (труд, капитал, землю). Все операции подчинены прибыли. Это главный стимул и основной показатель эффективности предприятия.

Величина издержек производства и их структура определяют конкретные требования к структуре покупки факторов производства. Особенности спроса на факторы производства определяются характером самого производства. Критерий отбора здесь один - наименьшие издержки производства при высоком качестве производимой продукции. Сравнивая рыночную цену каждого фактора производства с предельным продуктом, который производится с помощью этого фактора предприниматель устанавливает свой выбор.