Детальное описание формата lom
Работы, послужившие основой для стандарта описания учебных объектов IEEE Learning Object Metadata (LOM), были независимо начаты в рамках европейского проекта ARIADNE и IMS Global Learning Consortium , США. В 2002 году IEEE утвердило согласованную международную версию стандарта, что послужило толчком к широкому его использованию при создании электронных образовательных ресурсов.
LOM представляет собой иерархию из 76 элементов, сгруппированных в 9 категорий. В стандарте описывается схема формирования экземпляра метаданных для некоторого объекта, типы данных для элементов и словари (наборы допустимых значений) для некоторых из них. Предлагаемый LOM набор элементов позволяет описать общие свойства электронного ресурса, а также его педагогические характеристики и особенности использования в процессе обучения. В отличие от DC, LOM задает структуру описания, в которой смысл элемента определяется его местом в иерархии, кроме того, возможность повторения значений и количество допустимых повторений для каждого элемента задается отдельно. Цель структурирования метаописания – упростить и ускорить реализацию метаописаний в конкретных приложениях, связанных с образовательными ресурсами. Для обеспечения совместимости LOM и DC предложено отображение 15 элементов Simple DC в элементы LOM.
Стандарт предлагает базовую схему, которая может использоваться для создания практических разработок, например, с целью автоматического адаптивного назначения учебных объектов тем или иным агентам программного обеспечения.
Все вместе, эти категории образуют базовую схему LOM. С использованием классификационной категории возможны различные типы расширений этой схемы.
Категории группируют элементы данных. Модель данных LOM имеет иерархическую структуру и включает как агрегаты элементов данных, так и простые элементы данных (листья на иерархическом дереве). В базовой схеме версии 1.0 только простые элементы имеют индивидуальные значения, определенные путем ассоциации с пространством значений и типом данных. Агрегаты индивидуальных значений не имеют.
Для каждого элемента данных базовая схема определяет:
имя;
объяснение (explanation) – определение элемента данных;
размер (size) – число разрешенных значений;
порядок (order) – если порядок значений является важным;
пример.
Для простого элемента также определены:
Пространство значения (value space) – набор разрешенных значений, обычно в форме словаря или ссылки на другой стандарт;
Тип данных (datatype) – значение, которое может быть LangString, DateTime, Duration, Vocabulary, CharacterString или Undefined.
Схема нумерации элементов данных отражает иерархический принцип агрегации. Например, агрегированный элемент данных 7:2:Relation.Resource содержит два компонента - 7.2.1:Relation.Resource.Identifier и 7.2.2:Relation.Resource.Description. Последний элемент, в свою очередь, также является агрегатом и содержит: 7.2.1.1:Relation.Resource.Identifier.Catalog и 7.2.1.2:Relation.Resource.Identifier.Entry.
Все элементы данных не являются обязательными, что означает, что любые значения элементов данных, соответствующие п.6 базовой схемы будут считаться соответствующими формату LOM.
Естественно, что в большинстве практических приложений, использующих стандарт, не все предоставляемые им возможности будут востребованы. Как показывают исследования применения LOM обычно наиболее востребованными элементами являются элементы, связанные с содержанием ресурса (название, авторство, ключевые слова, классификация), а также его форматом (формат, размер файла), а наименее используемыми, описывающие жизненный цикл ресурса, его интеграцию (версия, уровень агрегирования) и образовательный контекст или уровень (рис. 31)
Рис. 31 - Частота использования элементов LOM в % (из [10]), отдельно приведены распределения для часто (вверху) и редко (внизу) используемых элементов.
Заметим, что исследование отображает общую картину использования элементов, поскольку в статистике приведены как элементы нижнего уровня иерархии (только они могут иметь значения), так и промежуточные, включая категории. Для описания элемента нижнего уровня необходимо присутствие его «родительских» элементов, включая категорию, поэтому категории должны были фигурировать в статистике до своих починенных элементов.
Концептуальная модель метаданных представляет собой иерархическую систему, на верхнем уровне которой расположен корневой элемент. Корневой элемент содержит много под-элементов. Если сам под-элемент содержит дополнительные под-элементы, то он называется «веткой». Под-элементы, не содержащие дополнительных под-элементов, называются «листьями». Такая иерархическая модель документа называется «древовидной системой» или «деревом».
Каждый элемент в иерархической модели имеет определенное имя, тип и допустимое значение. Все детали о каждом элементе метаданных содержатся в документе «Информационная модель IMS», расположенном по адресу http://www.imsglobal.org/metadata/imsmdv1p2p1/imsmd_infov1p2p1.html.
Элемент: <lom>
Описание: Основная информации, которая описывает образовательный ресурс целиком. Этот элемент корневой, и должен встречаться один и только один раз в документе. Может содержать под-элементы: <general>, <lifecycle>, <metametadata>, <technical>, <educational>, <rights>, <relation>, <annotation>, <classification>.
Элемент: <general>
Описание: Основная информации, которая описывает образовательный ресурс целиком. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <lom>. Может содержать под-элементы: <identifier>, <title>, <catalogentry>, <language>, <description>, <keyword>, <coverage>, <structure>, <aggregationlevel>.
Элемент: <identifier>
Описание: Глобальная уникальная метка, которая определяет образовательный ресурс. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <general>.
Элемент: <title>
Описание: Название образовательного ресурса. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <general>.
Элемент: <catalogentry>
Описание: Этот элемент определяет вхождение ресурса в определенный каталог. Значение элемента соответствует какой-либо системе каталогизации, таким образов позволяя находить этот ресурс. Может встречаться от 0 до 10 раз внутри элемента <general>. Может содержать под-элементы: <catalog>, <entry>.
Элемент: <catalog>
Описание: Название каталога. Может встречаться 1 и только 1 раз внутри элемента <catalogentry>.
Элемент: <entry>
Описание: Действительное строковое значение идентификатора внутри каталога. Может встречаться 1 и только 1 раз внутри элемента <catalogentry>.
Элемент: <language>
Описание: Основной язык, использованный в образовательном ресурсе для взаимодействия с пользователем. Может встречаться от 0 до 10 раз внутри элемента <general>.
Элемент: <description>
Описание: Текстовое описание содержания образовательного ресурса. Может встречаться от 0 до 10 раз внутри элемента <general>.
Элемент: <keyword>
Описание: Набор ключевых слов или фраз описывающих образовательный ресурс. Может встречаться от 0 до 10 раз внутри элемента <general>.
Элемент: <coverage>
Описание: Диапазон или протяженность таких вещей, как время, культура, география или регион, которые относятся к этому образовательному ресурсу. Может встречаться от 0 до 10 раз внутри элемента <general>.
Элемент: <structure>
Описание: Основная организационная структура этого образовательного ресурса. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <general>.
Элемент: <aggregationlevel>
Описание: Функциональная степень детализации этого образовательного ресурса. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <general>.
Элемент: <technical>
Описание: Группа технических требований и характеристик образовательного ресурса. Может встречаться 0 или 1 раз внутри корневого элемента <lom>. Может содержать под-элементы: <format>, <size>, <location>, <requirement>, <installationremarks>, <otherplatformrequirements>, <duration>.
Элемент: <format>
Описание: Этот элемент описывает тип (или типы) данных образовательного ресурса (или его компонентов). Может встречаться от 0 до 40 раз внутри элемента <technical>.
Элемент: <size>
Описание: Этот элемент определяет размер образовательного ресурса в байтах. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <technical>.
Элемент: <location>
Описание: Строка, содержащая адрес образовательного ресурса в сети Интернет. Может встречаться от 0 до 10 раз внутри элемента <technical>.
Элемент: <requirement>
Описание: Минимальны технические требования, необходимые для использования образовательного ресурса. Может встречаться от 0 до 40 раз внутри элемента <technical>.
Элемент: <installationremarks>
Описание: Описание процедуры инсталляции образовательного ресурса. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <technical>.
Элемент: <otherplatformrequirements>
Описание: Содержит информацию о других программных и аппаратных требованиях. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <technical>.
Элемент: <educational>
Описание: Условия использования ресурса. Может встречаться 0 или 1 раз внутри корневого элемента <lom>. Может содержать под-элементы: <interactivitytype>, <learningresourcetype>, <interactivitylevel>, <semanticdensity>, <intendedenduserrole>, <context>, <typicalagerange>, <difficulty>, <typicallearningtime>, <description>, <language>.
Элемент: <interactivitytype>
Описание: Тип интерактивности образовательного ресурса (активный, показательный, смешанный). Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <learningresourcetype>
Описание: Определенный тип ресурса (упражнение, симуляция, эксперимент, задачник и т.д.) . Может встречаться от 0 до 40 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <interactivitylevel>
Описание: Уровень интерактивности между пользователем и образовательным ресурсом (от очень низкого до очень высокого). Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <semanticdensity>
Описание: Субъективная оценка полезности образовательного ресурса (от очень низкой до очень высокой) в сравнении с его размером или продолжительностью. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <intendedenduserrole>
Описание: Для кого предназначен ресурс (учитель, автор, учащийся, менеджер и т.д.). Может встречаться от 0 до 10 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <context>
Описание: Типичная образовательная среда, для которой предназначен образовательный ресурс (среднее образование, высшее образование, послевузовское образование и т.д.). Может встречаться от 0 до 10 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <typicalagerange>
Описание: Приблизительный возраст пользователя, для которого предназначен ресурс. Может встречаться от 0 до 5 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <difficulty>
Описание: Уровень сложности образовательного ресурса (от очень простого до очень сложного). Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <typicallearningtime>
Описание: Приблизительное время, требуемое для работы с образовательным ресурсом. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <description>
Описание: Комментарий к тому, как должен использоваться образовательный ресурс. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <language>
Описание: Язык образовательного ресурса. Может встречаться от 0 до 10 раз внутри элемента <educational>.
Элемент: <rights>
Описание: Права и условия использования ресурса. Может встречаться 0 или 1 раз внутри корневого элемента <lom>. Может содержать под-элементы: <cost>, <copyrightandotherrestrictions>, <description>.
Элемент: <cost>
Описание: Стоимость использования образовательного ресурса. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <rights>.
Элемент: <copyrightandotherrestrictions>
Описание: Владелец прав на ресурс и другие ограничения использования. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <rights>.
Элемент: <description>
Описание: Комментарий к условиям использования ресурса. Может встречаться 0 или 1 раз внутри элемента <rights>.
- 1.Анализ технологических решений отраслевых образовательных порталов
- 1.1.Системное программное обеспечение отраслевых образовательных порталов
- 2. Эргономика и дизайн портала
- 2.1. Использование каскадных таблиц стилей
- 2.2. Оформление портала
- 3. Концепция построения образовательного портала на примере специальности 230201 «Информационные системы и технологии»
- 4 Портал системы управления качеством образовательного учреждения высшего профессионального образования
- 4.1Разработка прикладного программного обеспечения информационно-справочного интернет-портала для системы менеджмента качества
- Реализация набора интерактивных служб и сервисов пользовательского и административного интерфейса интернет-портала ск оу впо на платформе iPhPortal
- 4.2 Службы, сервисы и модули портала ск оу впо Каталог
- Интерактив «Ленты новостей» (rss импорт)
- Система мониторинга обращений
- Мониторинг доступности ресурсов
- Система сбора статистики
- 4.3 Режим системы, осуществляющей информационный обмен с существующими средствами автоматизации оу впо
- 4.4 Информационное наполнение интернет портала ск оу впо
- Технологическая схема наполнения материалами Интернет-портала ск оу впо
- Основные элементы системы качества образовательного учреждения
- Часть 1: Европейские стандарты и директивы по внутренней гарантии качества в вуЗах
- Часть 2: Европейские стандарты и директивы по внешней гарантии качества в вуЗах
- Часть 3: Европейские стандарты и директивы для аккредитационных агентств
- В ней содержатся следующие материалы:
- Управление качеством в системе открытого образования
- Система менеджмента качества в образовании
- Сети агентств обеспечения качества образования
- Сведения о выполненных и реализуемых программах и проектах в области ск оу
- 4.5 Опыт реализации программ и проектов в области ск в образовательных учреждениях
- Нормативно-правовые материалы по вопросам ск
- Методические материалы по созданию, внедрению и развития ск оу
- 4.6 Методические рекомендации по использованию аппаратно-программного комплекса в оу впо Системные требования к установке портала
- 4.7 Принципы работы системы
- Структура директорий сайта
- 5. Научный портал по нанотехнологиям и наноматериалам Основные положения
- Функции Рубрикатора
- Принципы разработки Рубрикатора
- 5.1Структура основной классификационной таблицы Рубрикатора
- Способы формирования рубрикаторов предметной области
- Сопоставительный анализ рубрик отечественных и зарубежных научно-образовательных порталов.
- Примеры выполнения рубрикаторов
- Рубрикатор гк роснанотех
- Раздел 1. Объекты, относящиеся к сфере нанотехнологий
- Раздел 2. Получение, диагностика и сертификация наноразмерных систем
- Раздел 3. Продукты нанотехнологий
- Рубрикатор nanonewsnet.
- 5.2 Спецификации метаданных информационных ресурсов
- Предметы и цели метаописаний научных информационных ресурсов
- 5.3 Изучение российских и международных стандартов форматов для учета при организации обмена данными между различными источниками
- Формат ims
- Форматы marc и mods
- Формат prism
- Формат lom
- Формат ead dtd
- Формат cerif
- Сопоставительный анализ форматов с точки зрения интеграции данных
- Детальное описание формата lom
- Детальное описание формата rus lom
- 5.4 Спецификации метаданных федерального портала «Нанотехнологии и наноматериалы» Выбор базовой спецификации метаданных
- Расширение базовой спецификации метаданных для отрасли наноиндустрии
- 5.5 Структура хранилища
- Список использованной литературы