logo search
Теория и методика преподавания иностранного язы

26.12.11. Формирование грамматических навыков речи.

По определению профессора В.Г. Гака – грамматика – это раздел языкознания, в котором изучается закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения и высказывания.

Необходимо знать форму того или иного грамматического явления.

Значение объясняется. Употребление. Речевая функция того или иного грамматического явления.

Например, функции Future Simple – pure future, спонтанное решение, предсказание, основанное на мнении, обещание.

Также для выражения будущего могут применяться и другие времена.

Трудности овладения грамматической стороной речи в иностранном языке:

1) Межъязыковая интерференция – это механическое перенесение правил из одного языка на другой язык в процессе соизучения родного и иностранного языков, что приводит к появлению ошибок.

2) Внутриязыковая интерференция – путаница грамматических явлений внутри языка. В английском языке это может быть например употребление present perfect, present cont.

Объяснение грамматического материала и его тренировка в системе доречевых и речевых упражнений:

Подход – наиболее общие стратегические положения обучения иностранному языку.

Метод – это определенные принципы, конкретные приемы обучения.

В обучении грамматике традиционно определились 2 подхода – имплицитный и эксплицитный.

Имплицитный подход – это обучение грамматике без объяснения правил.

Эксплицитный подход – обучение грамматике с объяснением правил.

Имплицитный подход

Структурный метод

Коммуникативный метод

В основе лежат упражнения на отработку структурных моделей. Был введен английским лингвистом Палмером. Часто ассоциируется с постановочными таблицами.

Основан на рифмовках, общении, проигрывании ситуаций. Им занимается Китайгородская.

Последовательность действий при обучении грамматике этим методом: - аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности.

– хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором.

– вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах.

- учебный диалог с несколькими структурами.

Основные этапы работы: - предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации; имитация в речи при наличии речевой задачи; - группировка схожих по смыслу или форме фраз, создание структурного образа речевой ситуации.

Разнообразие обстоятельств автоматизации.

Данный метод – интенсивный метод обучения.

Плюсы: специальная отработка, у учащихся формируется динамический стереотип.

Минусы: Механическое заучивание, игнорирование принципа сознательности, отсутствие мотивации.

Плюсы: высокая мотивация учащихся. Разнообразие речевых ситуаций.

Минусы: Игнорирование принципа сознательности. Большая, тяжелая подготовка со стороны учителя.

Эксплицитный подход

Дедуктивный метод

Индуктивный метод

От общего к частному, от правила к действию. Изучаются правила, сформулированные с использованием специальных грамматических терминов. Учащиеся находят данное явление в предложениях или тексте, называют его форму, объясняют в каком значении употребляется и в каком контексте. Выполняются подстановочные упражнения по аналогии с образцом. Переход к упражнению на трансформацию в соответствии с правилом. Переводные упражнения с родного языка на иностранный.

Плюсы: Пооперационная отработка грамматического навыка. Реализация принципа сознательности и научности. Способствует формированию умений и навыков, а значит большей автономности учащихся. Может быть использован при самостоятельной работе.

Минусы: Требует знания грамматической терминологии.

От частного к общему. Учащиеся сами формулируют правила, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и закономерности его употребления. Учитель дает текст или набор предложений с новым грамматическим явлением.

Затем он формулирует речевую задачу.

Затем учащиеся сами формулируют правила. Выполняют подстановочные упражнения. Выполняют упражнения на трансформацию.

Выполняют переводные упражнения.

Плюсы: Проблемный характер обучения. Стимуляция языковой догадки и наблюдательности. Прочное запоминание материала.

Минусы: этот метод занимает много времени. Не все языковые явления можно объяснить индуктивно.

13.02.12.

Обучение видам речевой деятельности. Обучение аудированию.

Аудирование – это процесс восприятия и понимания речи со слуха. В английском языке вместо этого термина используется listening comprehension (понимание, восприятие).

Самая важная цель обучения при аудировании – это научить понимать звучащую речь.

В идеале это должно происходить в ситуациях реального общения – различные объявления, новости радио и телевидения, инструкции и поручения, на лекциях, рассказы собеседников, выступления актеров, собственно разговор, например по телефону. Работая с аудио текстами одновременно отрабатываются лексические, грамматические и фонетические навыки. Следовательно, аудирование является одновременно и целью и средством обучения. Грань между этими двумя элементами провести крайне сложно.

Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. В большинстве случаев из-за одноразовости употребления, наличия индивидуального стиля речи собеседника.

Объективные трудности при аудировании:

1)Это трудности, обусловленные условиями аудирования. Т.е. внешние шумы и помехи (телефонные, шум от автомобилей и транспорта и т.д.). Индивидуальный контакт облегчает аудирование (в наличии мимика, жесты, движения губ).

2) Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи. Необходимо обучать детей слушать мужские и женские голоса. Поэтому тексты на грамотных носителями начитываются лицами обоего пола. Также необходимо прослушивание лиц разного возраста. Человек, который воспринимает речь ребенка до 5 лет считается на одном уровне с носителем языка по навыку аудирования. Английский язык это язык многонационального социума. Надо учитывать, что на английском языке говорят не только выпускники Оксфорда, но и индусы, арабы, люди с акцентами и диалектами. В условиях диалога культур необходимо научиться понимать различные диалекты иностранного языка. Мы обучаем учащихся литературному произношению (RP). В современных аудио-видео курсах диалектные особенности разговорного языка представлены широко.

3) Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала. Первая особенность – незнакомая лексика. Вторая – идиоматические выражения. А также специальные термины, речевые клише, аббревиатуры. It`s raining cats and dogs. Наличие эллипсов – фраз, в которых пропущены некоторые члены предложения, но которые понятны для носителей языка. Дополнительные языковые сложности вызывают прецизионные слова – лексика, отличающаяся высокой точностью (числительные, названия дней недели и месяцев, имена собственные, географические названия). В этой лексике нет лично значимой информации, и она практически не запоминается со слуха.

Механизмы аудирования:

- Речевой слух – обеспечения восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Речевой слух необходимо тренировать.

- Память. Долговременная и кратковременная. Кратковременная – удерживает услышанное до 10 секунд. Оперативная память – также кратковременная, но работает больше, чем 10 секунд. Оперативная память работает эффективно при наличии установки на запоминание.

- Вероятностное прогнозирование – порождение гипотез, предвосхищение хода событий. Прогнозирование бывает смысловое и определяется знанием контекста. Бывает лингвистическим. Лингвистическое прогнозирование – это, например, учет сочетаемости слов.

- Артикулирование – при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи, т.е. артикулирование. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. Для того, чтобы зафиксировать и запомнить информацию, необходимо внутри проговаривать услышанное.

Система упражнений на развитие навыков аудирования:

Повторение иноязычной речи за диктором. В паузу или синхронно. Для тренировки этого навыка можно пробовать повторять текст именно синхронно.

Упражнение на развитие речевого слуха – в этом случае можно использовать аудирование со зрительной опорой.

Также широко используется направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Часто сопровождается действием (хлопок в ладоши, поднятие карточки). А после прослушивания текста можно попросить вставить пропущенные слова, артикли, предлоги, дописать начало или конец предложения.

Упражнения на тренировку памяти. Например, согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Или прослушать текст, сравнить с печатным вариантов и найти отличия. Запомнить даты, имена, географические названия и повторить их в той же последовательности. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова.

Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования – например, подобрать как можно больше определений к словам. Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами, прилагательными.

Все эти упражнения использовать в конспекте урока!

Система работы с текстом:

3 этапа работы с текстом:

- до прослушивания – pre-listening

- while-listening – во время прослушивания.

- после прослушивания – post-listening.

(обозначать в конспекте!)

Дотекстовый этап. Создание типичных установок и повышение мотивации.

- обсуждение вопросов-утверждений до прослушивания.

Догадка по заголовку, новым словам, возможным иллюстрациям.

Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

Собственно слушанье текста (while-listening). Во время первого прослушивания учащиеся могут выполнять те задания, которые были перечислены выше.

Прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях. Прослушать текст и сказать, какие словосочетания употреблялись, а какие нет. Закончить предложения при прослушивании.

Послетекстовый этап (post-listening). Упражнения для развития навыков устной и письменной речи. Аудирование – это тот вид речевой деятельности, который подлежит к проверке на экзаменах – на ЕГЭ, на KT и PT.

Особенности обучения аудированию на начальном этапе

На начальном этапе внимание сосредоточено на отработке элементов языка. Дети учатся различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу между звуками. Слышать долготу и краткость, ударение и интонацию.

Речевой материал – единицы речи. Ситуативно обусловленные высказывания разной протяженности от слова до макро текста. Самые первые речевые единицы для усвоения – исходящие от учителя, произносимые им в условиях класса (приветствие, представление). Тут же осуществляется проверка понимания путем постановки вопроса.

Важный этап (второй) – умение слышать и различать слова. Нужно развивать у младших школьников слуховую память. Сначала дети удерживают в памяти слово, потом словосочетание, а потом уже предложение или несколько предложений.

Важно научить младших школьников находить смысл сообщений, отделять основную информацию от второстепенной. Нужно познакомить учащихся с повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями.

В процессе аудирования учителю следует пресекать стремление учеников переводить на родной язык сообщения на иностранном языке. Чаще всего не дается графическая форма в процессе аудирования.

Необходимые умения младшего школьника по аудированию:

- выделять название текста или лицо от которого ведется повествование.

- выражать собственное отношение к прослушанному тексту.

- указывать действующих лиц и события еще на начальном этапе.

Тексты для начального этапа: короткие описательные тексты; повествовательный фабульный текст (прозрачный в композиционном отношении, должны присутствовать развитие действия, кульминация, развязка, монологический текст).

Условия предъявления текста: нормальный темп речи – 100-120 слов в минуту. Существуют 2 точки зрения на темп речи на начальном этапе. Первая – за замедленный темп речи с постепенным доведением его до нормального. Уменьшение темпа – за счет пауз. Вторая точка зрения – за нормальный темп речи с самого начала. Учащихся следует обучать пониманию аудио-текста с однократного предъявления.

Требования к речи учителя:

1)Нормативность, правильность речи.

2) Узуальность речи – от слова use.

3) Адекватность, возможность учащихся понимать речь.

На начальном этапе аудирование используется как средство ознакомления с новым языковым и речевым материалом. Например слово с новым звуком, новое грамматическое явление.

Тренировочные упражнения для формирования навыков аудирования на начальном этапе.

Группа 1. Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей. А именно – фонетических, лексических, грамматических.

Listen to some words, say in what sound they differ. Послушайте слова и поднимите руку, если услышите название животного. Послушайте слова и поднимите руку, если услышите слова во множественном числе.

Группа 2. Упражнения на развитие слуховой памяти. Послушайте слова и постарайтесь их запомнить. 5-7 слов на начальном этапе.

Группа 3. Упражнения на развитие внимания.

Группа 4. Упражнения на развитие воображения.

Группа 5. Упражнения на развитие логического мышления.

Алгоритм работы с аудио-текстом:

1.Учитель снимает возможные трудности.

2.Учитель дает установку на работу с текстом и первое прослушивание. Дает указания на форму контроля.

3. Дать учащимся прослушать текст в записи или с голоса.

4. Проверяет понимание после первого прослушивания исходя из установки.

5. Дает установку на второе прослушивание.

6. Слушают текст второй раз.

7. Проверка понимания после второго прослушивания.

8. Организация устной работы на основе аудио-текста.

Домашнее задание: фрагмент урока по аудированию. Цель одна, несколько задач. По УМК – тему и упражнения из учебника. Домашнее задание в конце!

Расписать критерии оценки для учащихся.

На семинар взять УМК и проанализировать точку зрения автора на аудирование. Рекомендации по аудированию по конкретному УМК (в teacher`s book).