Глава 5. Понятие личности.
ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Проблема личности — одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т. д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте ее изучения.
Так, например, педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Философия делает акцент на выявление сущности личности и ее роли в общественном развитии, в социальном прогрессе. Экономика изучает личность как субъект производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, благ. Юриспруденция рассматривает личность как носителя правового сознания, правовых норм, правил, ценностей, как субъекта правовых отношений, действий, поведения.
Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личности — выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.
В исследовании проблем личности психология занимает одну из ведущих, определяющих позиций. Данные психологии вносят существенный вклад в коррекцию или подтверждение философских взглядов на понимание сути личности и ее роли в общественном развитии. Разработки психологией проблем личности являются основополагающими в решении своих аспектов личности другими гуманитарными, антропологическими науками, и прежде всего такими, как педагогические, юридические, социологические, политологические, экономические, медицинские.
Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъект-ность.
Человек — понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом
53 \
развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость.
Индивид — это отдельный, конкретно взятый человек.
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.
Субъект — это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполага-ние и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.
Субъектность — это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. Эти цели могут быть ситуативными, в интересах решения задач текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь. Очевидно, что чем более отдаленные цели, социально значимые и адекватные своим возможностям, человек ставит и осуществляет действия по их достижению, тем более развита и социальна, социализирована личность, тем выше уровень ее субъектности.
Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.
Личность — это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это конкретный человек как носитель сознания {К.К.Платонов) и самосознания.
Сознание личности имеет общественно-исторический характер. Самосознание — это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. Самосознание — это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
По мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт не-
54
осознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов и т. п.
Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие:
макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т. д.;
микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;
воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;
деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;
социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.
На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами. Характер и степень такого воздействия на человека не полно и в отдельных сферах лишь частично изучен. (См., например: Дичее Т. Легализованный сатанизм и психотронное рабство // Молодая гвардия. — 1993. — № 10.)
55
Наряду с социальными обстоятельствами исключительно боль- роль в формировании и развитии личности, психики в ^ Се отдельных функций играют биологический фактор, физио-лог%кие особенности человека, и в первую очередь особенности общ|)1|1спецИфяческих типов ВИД, своеобразие морфологии мозга, развцщ еГО отдельных функциональных структур, наличие тех или иньс< нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
На психическом развитии человека сказывается и своеобразие Функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человек состсгёнием его организма неоднозначны. При опреде-лен%й системе воспитания и соответствующей активизации мотийачионнои сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценное и других личностных образований.
Псщческое развитие человека зависит также и от природных факщрв: климатических, географических, геофизических, кос-мичесИх и других условий жизни и деятельности человека. Не-однозШчные) но обычно разрушительные воздействия на психику и Филологию людей оказывают природные катаклизмы и бедствия. земле^ясениЯ1 наводнения, пожары, озоновые дыры в атмосфере, обшее Потеяление планеты под влиянием так называемого пар-никоб0Го эффе!™' возникшего в результате производственной и ДРУГОЙ экологически разрушительной деятельности людей.
Одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энеРГетяческой среды Земли. Источники ноосферы имеют как планедрНое, так и космическое основание. Ноосфера оказывает возде||СТвИИе на духовное состояние каждого живущего на Земле челов№а_
Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейщИх условий проявления всех внешних и внутренних воз-дейстад на человека. При этом чем более развита личность, ее ocHOB(jbie регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыц установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррециИ особенностей влияния на нее факторов формирования и развития
В ЦеЛоМ личность как системное психическое образование человек^ выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, с0СтаВЛЯяее содержательное наполнение и системно-струк-турное оформление. При этом и социальные, и биологические, и
56
природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п.
Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий.
Схема 7 Факторы формирования и развития личности
Социальные
Макросреда
Микросреда
Деятельность
Воспитание
Общение
Информационно-техническая среда
Биологические
Природные
Субъект
Объект
Ноосфера
Индивидуально-психологические особенности человека
Личность — это сложный и системный феномен прежде всего общественного развития. Человек как личность предстает в совокупности духовных качеств, особенностей, в которых он становится носителем тех или иных социальных ценностей (профессиональных, нравственных, политических, этнических, эстетических, правовых, экологических и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как активно действующий субъект
57
познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что субъектность выступает ведущей и определяющей стороной личности. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осознанная постановка целей поведения и деятельности, субъектность, он складывается и развивается как личность.
Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.
Социализация личности — это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.
Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой — проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстерио-ризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.
Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектности происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.
Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно,
58
избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.
В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразование.
В системе смысловых образований представлено понимание человеком смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, земной цивилизации, в целом картины мира и тенденций его развития. Расширение и углубление знаний человека об окружающей его действительности и о себе самом позволяют ему более успешно ориентироваться в жизненно важных для него процессах, адекватнее реагировать на воздействия среды и тем самым повышать защищенность человека от агрессивных и других негативных воздействий среды. Вот почему формирование у специалистов научного мировоззрения, научной картины мира является важнейшим условием их социализации и профессионального становления. При этом не все, в чем человек видит тот или иной смысл, приобретает для него и личностный смысл, становится значимым для удовлетворения тех или иных его потребностей.
По мере познания окружающей его действительности, себя самого, смысла жизни и своего существования человек начинает видеть, понимать и личностный смысл, личностную значимость тех или иных сторон, фактов, событий, процессов в этой действительности. Человек все более начинает связывать удовлетворение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с потребностями человека и служащие их удовлетворению в данный момент или в перспективе, становятся для него значимыми, приобретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности — это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей личности, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, приобретают то или иное личностное значение.
Система ценностных образований личности — более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические структуры. В них наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения, потребностно детерминированные позиции. При этом те или иные внешние события, обстоятельства могут иметь для человека ситуативно, кратковременно
59
либо постоянно и длительно как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл: добро—зло, красиво—безобразно, хорошо—плохо, полезно—вредно, возвышенно—низменно, нужно—не нужно и т.д.
Очевидно, что при взаимодействии человека с окружающим его миром понимание смысла происходящих в нем событий, процессов и явлений помогает ставить адекватные возможностям человека цели, а степень значимости для личности этих целей соответствующим образом активизирует энергию и стремление человека, создает мотивацию достижения поставленных целей, побуждает к действию по реализации этих целей.
В целом профессиональное становление личности невозможно без формирования широкой и разносторонней системы смысловых и ценностных образований, и прежде всего связанных с профессиональной и близкими с ней сферами жизнедеятельности.
Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса:
1) общую социализацию как становление личности гражданина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и другого содержательного характера;
2) профессионально-ролевую социализацию личности как овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;
3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.
Профессионально-ролевая социализация и профессионализация личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности.
Становление и развитие личности связано с формированием различных «Я»-образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиоло-гическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я»-деятельностное, «Я»-нравственное, «Я»-профессиональное, «Я»-семейное и т. д. Система «Я»-образов личности в совокупности с содержательным их наполнением характеризует «Я»-концепцию личности как относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Это достаточно целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ своего «Я». В зависимости от количественной и качественной характеристики «Я»-образов личности говорят о степени сложности «Я»-концеп-ции личности специалиста.
По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и
60
преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектности в человеке, тем больше в нем личностного. Субъект-ность является одной из атрибутивных характеристик личности.
Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность. Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает и что происходит с ним, в жизненной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его поведения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целенаправленное, потребностно-детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется прежде всего тем, что, как, почему и во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.
Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
Одной из проблем при изучении личности является понимание ее психологической структуры.
Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Личность — это относительно устойчивая саморегулирующаяся динамическая функционирующая система взаимодействующих между собой ее структурных элементов. Такой статико-динамический подход к личности позволяет лучше понять мотивы и цели ее поведения и деятельности, истоки ее активности, динамику и диалектику внутренних детерминант, регуляторов, механизмов регуляции и саморегуляции.
Личность — структурно и иерархически организованное системное образование в психике человека. Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особен-
61
ности психических процессов. В личности также выделяют следующие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-мотивационную, психомоторную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность.
В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психологов (К. К. Платонов, А. Г. Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе.
Заслуживает внимания разработанная К. К. Платоновым структура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Платонов выделил следующие основные подструктуры личности:
• направленности личности;
• опыта (профессионального, художественного, поведенческого и т.д.);
• индивидуальных особенностей психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых);
• биологически обусловленную (темперамент и патологические изменения личности).
К. К. Платонов разработал карту личности и методику количественной оценки уровня и динамики личностных особенностей человека. В этой карте наряду с вышеперечисленными подструктурами выделена система черт характера и способностей личности, а также и общесоциальная характеристика человека (см. бланк «Карта личности»).
КАРТА ЛИЧНОСТИ Порядковый №_
Возраст_________________
Член КПСС, (5.2) член ВЛКСМ, (5.3) беспартийный.
(1.) Группа
Фамилия____
(3.)
(5.1)
(6.)
(8.1)
(8.2)
(9.1)
(9.2)
(9.3)
(ЮЛ)
(10.2)
(10.3) Общественная активность ______
(10.4) Отношение к антиобщественным проступкам____________________
1967 года
Пол: муж. (2.1), жен. (2.2) (4.) Образование
Специальность________
Состояние здоровья___
Отношение к здоровью
Условия работы______
Условия в семье
Материальные условия___
Физкультурная активность Успеваемость
(7-)
(8.1)
(8.2)
(9.1)
(9.2)
(9.3)
(ЮЛ)
(10.2)
(10.3)
(10.4)
Стаж |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
62
(11) Проявление способностей
(11.1) (11.2) (11.3) (11.4) (11.5) (11.6) (11.7) (11.8) (П.9) (11.10)
(П.П) (11.12) (11.13) (11.14)
(12.1)
(12.2)
(12.3)
(12.4)
(12.5)
(12.6)
(12.7)
(12.8)
(12.9)
(12.10)
(12.11)
(12.12)
(12.13)
Психомоторные _
Музыкальные___
Вокальные _____
Артистические _ Художественные _
Технические ____
Математические _
Литературные___
Научные_______
Педагогические Организаторские
Нравственные___
Правовые ______
Экологические
(12) Общие черты характера
(11.1) (11.2) |
|
|
|
| |
(11.3) |
|
|
(11.4) (11.5) (П.6) (11.7) (11.8) (П.9) (11.10) |
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
(11.11) |
|
|
(11.12) (11.13) |
|
|
|
| |
(11.14) |
|
|
Коммунистическая идейность Патриотизм ________________
Принципиальность Честность________
Инициативность Активность _____
Организованность
Коллективизм____
Оптимизм _____
Общительность _ Устойчивость
Самостоятельность Любознательность
(12.1) |
|
|
(12.2) (12.3) (12.4) (12.5) |
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
(12.6) (12.7) |
|
|
|
| |
(12.8) (12.9) (12.10) (12.11) (12.12) (12.13) |
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
(13) Подструктура направленности
(13.1) Общая направленность: уровень_____(13.1)
(13.2) широта ___________________________ (13.2)
(13.3) интенсивностть ____________________ (13.3)
(13.4) устойчивость_______________________ (13.4)
(13.5) действенность______________________ (13.5)
(13.6) Профессиональная направленность __(13.6)
(13.7) Атеистическая направленность ______ (13.7)
(13.8) Отношение к труду_________________ (13.8)
(13.9) к людям___________________________ (13.9)
(13.10) к себе_____________________________ (13.10)
(14.1) (14.2) (14.3) (14.4) (14.5)
(14) Подструктура опыта
Профессиональная подготовленность _ (14.1)
Культура: психомоторная
музыкальная___________
театральная____________
художественная ________
(14.2) (14.3) (14.4) (14.5)
63
(14.6) | литературная | (14.6) |
|
|
(14.7) | интеллектуальная | (14.7) |
|
|
(14.8) | поведения | (14.8) |
|
|
(15.1) | (15) Подструктура индивидуальных психических процессе! Эмоциональная возбудимость | особенное! 3 (15.1) | 'ей |
|
(15.2) | Эмоционально-моторная устойчивость | (15.2) л |
|
|
(15.3) | Стеничность эмоций | (15.3) |
|
|
(15.4) | Внимательность | (15.4) |
|
|
(15.5) | Продуктивность памяти | (15.5) |
|
|
(15.6) | Критичность мышления | . (15-6) |
|
|
(15.7) | Сообразительность | . (15.7) |
|
|
(15.8) | Творческое воображение | (15.8) |
|
|
(15.9) | Воля: самообладание | . (15.9) |
|
|
(15.10) | целеустремленность | (15.10) |
|
|
(15.11) | настойчивость | (15.11) |
|
|
(15.12) | решительность | (15.12) |
|
|
(15.13) | дисциплинированность | (15.13) |
|
|
(15.14) | смелость | (15.14) |
|
|
(16.1) | (16) Биологически обусловленная Темперамент: сила | подструкту] (16.1) |
|
|
(16.2) | подвижность | . (16.2) |
|
|
(16.3) | уравновешенность | (16.3) |
|
|
(16.4) | Патологические изменения личности | . (16.4) |
|
|
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понимание личности в психологии.
2. В чем состоит особенность подхода к личности в других науках?
3. Как соотносятся такие категории: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», «субъектность»?
4. Проанализируйте факторы формирования и развития личности.
5. В чем состоит суть социализации личности и под воздействием каких обстоятельств она происходит?
6. Как соотносятся понятия «социализация», «формирование» и «развитие личности»?
7. Что такое общая и специальная социализация личности?
8. Раскройте понимание такого феномена личности, как системы смысловых образований личности.
9. В чем состоит специфика систем ценностных образований личности?
10. Что, по вашему мнению, выступает мерой социальной значимости личности?
11. Раскройте понимание психологической структуры личности.
12. Дайте краткую характеристику основных сфер личности.
13. Проанализируйте основные подходы к содержательному раскрытию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии.
64
- 347340. Г Ослгадоиск. Пр. ЯЛира. 43 Ten. S-73-46. Фаю 3-4&-24 окпо 46674321 £qq
- Часть I. Психология
- Глава 1. Характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии
- Глава 2. Психика и мозг
- Глава 3. Принципы и методы психологии
- Глава 4. История развития психологических знаний
- Глава 5. Понятие личности.
- Глава 6. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера человека
- Глава 7. Психические познавательные процессы
- Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности
- Глава 9. Психотипические и индивидуально-психологические особенности личности
- Часть II. Педагогика
- Глава 10. Педагогика в системе наук о человеке
- § 1. Общее представление о педагогике как науке
- §2. Объект, предмет и функции педагогики
- § 3. Образование как социальный феномен
- §4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики
- §5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Глава 11. Методология и методы педагогических исследований
- § 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- § 2. Философские основания педагогики
- §3. Общенаучный уровень методологии педагогики
- §4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
- § 5. Организация педагогического исследования
- §6. Система методов и методика педагогического исследования
- Глава 12. Аксиологические основы педагогики § 1. Обоснование новой методологии педагогики
- §2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- § 3. Понятие о педагогических ценностях
- §4. Классификация педагогических ценностей
- §5. Образование как общечеловеческая ценность
- Глава 13. Развитие, социализация и воспитание личности
- § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- §2. Сущность социализации и ее стадии
- §3. Воспитание и формирование личности
- §4. Роль обучения в развитии личности
- §5. Факторы социализации и формирования личности
- § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Глава 14. Содержание образования
- § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
- §2. Теории формирования содержания образования
- §3. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования
- §4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
- §5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
- Глава 15. Педагогический процесс как система и целостное явление
- § 1. Исторические представления о педагогическом процессе как целостном явлении
- § 2. Понятие о педагогической системе Виды педагогических систем
- §3. Общая характеристика системы образования
- §4. Сущность педагогического процесса
- § 5. Педагогический процесс как целостное явление
- Глава 16. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
- § 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике
- §2. Законы и закономерности педагогического процесса
- §3. Понятие о принципах педагогического процесса
- §4. Принципы организации педагогического процесса
- §5. Принципы управления деятельностью воспитанников
- Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса
- § 1. Особенности осуществления целостного педагогического процесса
- §2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- §3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- §4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- §5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся
- §6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- §7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- Глава 18. Цель воспитания как педагогическая
- § 1. Генезис целей воспитания
- §2. Цель воспитания как система целей
- §3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания
- §4. Общая и индивидуальные цели воспитания
- Глава 19. Теоретические основы воспитания в целостном педагогическом процессе
- § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
- §2. Сущность личности в гуманистической концепции
- §3. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
- §4. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
- Глава 20. Формирование базовой культуры
- § 1. Философско-мировоззренческая подготовка специалиста
- §2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- §3. Формирование основ нравственной культуры личности
- §4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- §5. Формирование эстетической культуры учащихся
- §6. Воспитание физической культуры учащихся
- Глава 21. Учебно-воспитательный коллектив
- § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
- § 2. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
- §3. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
- §4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного
- § 5. Основные условия развития коллектива
- Глава 22. Теоретические основы обучения
- § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- §2. Функции обучения
- §3. Методологические основы обучения
- §4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
- §5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- §6. Виды обучения и их характеристика
- §7. Современные теории обучения (дидактические концепции)
- Глава 23. Формы организации педагогического процесса
- § 1. Понятие о формах организации педагогического
- §2. Общая характеристика классно-урочной системы
- §3. Урок — основная форма организации педагогического процесса
- §4. Дополнительные формы организации педагогического процесса
- §5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса
- Глава 24. Психология профессионального межличностного общения*
- Глава 25. Специалист и трудовой коллектив
- Глава 26. Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста
- Глава 27. Психология межличностных конфликтных отношений в коллективе
- Глава 28. Профессиональная адаптация специалиста
- Глава 29. Стресс и личность специалиста
- Глава 30. Профессиональная готовность специалиста*