Глава 25. Специалист и трудовой коллектив
В отечественной социальной психологии коллектив рассматривается как одна из разновидностей малой социальной группы как определенный уровень социального и психологического развития социальной группы. Однако далеко не всегда группа становится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту или иную деятельность. В этом смысле этимология понятия «коллектив» (от лат. «группа с совместной деятельностью ее членов») не совпадает с тем смыслом, который вкладывают в это понятие отечественная психология, педагогика, социология.
В зарубежной социальной психологии понятие «коллектив» обычно не используется и в случаях необходимости употребляется термин «малая группа», который становится все более популярным в нашей социальной психологии.
Есть основания говорить о двух традициях в разработке социологических и психологических проблем в контактных общностях людей.
Западная традиция: в качестве объекта исследования берется все многообразие малых социальных групп как контактных общностей людей. Цель исследований социальной психологии — выявление особенностей, закономерностей, возникающих в таких группах социально-психологических феноменов: лидерства, внушения, группового давления, конформизма и т.д. Все, что касается больших социальных групп (этнических, политических партий и движений, других массовых социальных феноменов), то они выступают объектом относительно самостоятельной отрасли психологии — социологической социальной психологии.
Отечественная традиция: здесь акцент делается на изучении социологических и психологических проблем коллектива, на разработке соответствующих теорий, концепций коллектива. Что касается социальной психологии, то наряду с коллективами и ДРУ" гими малыми социальными группами (семья, дружеская компания, криминальные группы, различные учебные, производственные и другие малые группы) ее объектом выступают большие социальные группы, массовые социальные явления (война, революция, мода. безработица и т.д.), процессы (миграция населения, урбанизация, дифференциация и интеграция социальных структур, обше' ства в целом и др.)> движения (политические, профсоюзный спортивные, молодежные и др.), различные виды массовой ДеЯ' тельности (зрелищные массовые мероприятия, работа среДстБ
372
массовой информации, боевые операции и т.п.), а также основные формы общественного сознания (искусство, наука, религия, политика).
Понятие «малая социальная группа» более широкое и емкое, чем понятие «коллектив». Есть много разновидностей малых групп, не относящихся к тому, что принято считать коллективом (диффузные, группы-кооперации, семья, дружеская компания и др.).
Исследование психологических проблем в малых группах начиналось в 20-х годах.
Одним из первых социально-психологических феноменов, на который обратили внимание исследователи, был эффект присутствия других членов группы [т.е. изучалось не взаимодействие, а факт одновременного действия рядом находящихся членов группы («коация») и группы в целом], в рамках которого выделили эффекты социальной фасилитации (присутствие других облегчает действия одного, способствует ему) и ингибиции (сдерживание, торможение действий индивида под влиянием присутствия других).
Затем произошел переход к изучению взаимодействия индивидов в малых группах и возникающих при этом отношений и эффектов взаимовлияния.
Далее предметом изучения становятся психологические характеристики группы, ее структура, различные формы проявления групповых установок (позиции, групповые традиции, привычки, ожидания и т.п.), механизмы групповой динамики.
В исследованиях американского психолога Э. Мэйо (хотторн-ские эксперименты) разрабатывается концепция неформальных групп. Малые группы делятся на формальные и неформальные.
В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, которые предписаны групповыми нормами, строго распределены роли всех членов группы, система подчинения («структура власти»). Формальной группой является группа, созданная в условиях конкретной деятельности (школьный класс, бригада).
Внутри формальной группы Э.Мэйо обнаружил неформальные, которые складываются стихийно. В таких группах ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может формироваться внутри формальной, а может возникать вне ее. Иногда в рамках такой группы, несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает Некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные социальные позиции и роли. Так как в реальности очень тРУДно отделить группу формальную от неформальной, в социальной психологии родились подходы, выделяющие понятия формальной и неформальной структуры группы. И хотя предложенная Э. Мэйо классификация не может считаться достаточной,
373
на ее основе были предложены и другие классификации малых групп, структур отношений в малых группах (формальная, деловая, официальная и неформальная, психологическая, неофициальная).
Дж. Морено создает социометрическую методику (начало 30-х годов) изучения неформальных отношений и структур в малых группах. В современной социальной психологии социометрия используется достаточно широко. Она позволяет практику:
а) выявить неформальную (психологическую) структуру группы по соответствующим критериям;
б) установить социально-психологический статус и уровень эмпатийности каждого члена группы;
в) выявить лидеров и состав стихийно складывающихся микрогрупп в социальной группе.
В отечественной теории и практике, прежде всего педагогической, акцент делается на разработке аксеологического и дея-тельностного подходов к пониманию групповых процессов формирования, складывания и развития группы как коллектива (школьного, студенческого, педагогического, спортивного, трудового, воинского). Изучались проблемы межличностных отношений в коллективе, формирования общих суждений, мнений, настроений, традиций, авторитета и руководства коллективом, его сплочения и др.
Существует немало подходов к пониманию категории и явления «малая социальная группа» и ее количественных границ. Это относится как к зарубежной, так и к отечественной социальной психологии.
Малая группа — это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз).
Малая группа — это социальная общность, которая состоит из определенного количества лиц, находящихся по отношению друг к другу во взаимных, более или менее определенных позициях и ролях и которые имеют определенную систему ценностей и норм, регулирующих поведение отдельных членов по важным для этой группы вопросам (М. Шериф).
Известный отечественный социальный психолог Б. Ф. Порш-нев главной психологической характеристикой социальной группы считал наличие в ней Мы-чувства, поскольку оно позволяет дифференцировать одну общность людей от другой.
Г.М.Андреева отрицательно относится к пониманию малой социальной группы как просто множества людей. Она рассматривает социальную группу как реальную ячейку общества, как взаимодействие людей, отличающихся общностью социальных рм и моральных ценностей и находящихся в определенных
374
Лиях друг к другу. Г.М.Андреева отмечает, что для социальной психологии малая социальная группа — это общность людей как субъект деятельности. По аналогии с западными исследователями она считает основными характеристиками группы ее композицию (состав), структуру, групповые проблемы (динамические социально-психологические процессы), групповые нормы и ценности, систему санкций в группе.
Под малой социальной группой целесообразно понимать контактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности.
Малые социальные группы различаются:
а) как условные и реальные, лабораторные и естественные;
б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (неформальные) и специально создающиеся (формальные) для решения определенных задач;
в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы;
г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие и др.;
д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы;
е) по уровню развития: диффузные группы, группы-кооперации, корпорации, коллективы;
ж) по степени принятия личностью групповых норм и включенности ее в групповые отношения: группы членства и референтные группы.
Для социальной психологии малая группа представляет интерес как носитель групповой, массовой психики, как система психологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности людей.
Предметом изучения социальной психологии в малых социальных группах выступают прежде всего такие психические феномены, как групповые, коллективные мнения, настроения, традиции, отношения, ценности, потребности, цели, лидерство, самоутверждение, адаптация личности, сплоченность группы, ее морально-психологическое состояние, социально-психологический климат и др.
Психика группы — это реальное сознание людей данной общности, характеризующееся конкретным содержанием (нравствен-ньщ, эстетическим, политическим, профессиональным, правовым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это сложная совокупность внутри групповых социально-психологических Процессов и явлений.
375
.тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ
пах — понятие собирательное. Оно служит для обозначения разнообразных форм существования группового сознания (психики) социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного сознания (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение принуждение и др.).
Функции социально-психологических феноменов разнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, интересы, установки), другие — главным образом выполняют функцию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преимущественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполняют и функцию познания действительности и ориентирования в ней.
Существуют разные подходы к выделению феноменов групповой психики и их классификации.
По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разделяют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мнения, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.).
По степени устойчивости различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А. Д. Глоточкин).
По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления.
По тому, кто выступает носителем групповых процессов и явлений, различают:
а) массовидные социально-психологические процессы и явления, характеризующие группу в целом (общие для группы потребности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, морально-психологическая атмосфера и др.);
б) процессы и явления, характеризующие социально-психологические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.);
в) социально-психологические процессы и явления, характеризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, конфликтность и др.).
I
376
Различают также социально-психологические процессы и явления, выступающие формой существования группового сознания, психики, и социально-психологические процессы и явления, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, принуждение, групповое мышление и др. Все это социально-психологические механизмы взаимовлияния людей в группе.
Под влиянием реальных условий жизни и деятельности людей происходит формирование и функционирование социально-психологических процессов и явлений и как результат их взаимодействия складывается и развивается малая социальная группа: осуществляется ее движение от диффузной группы к коллективу.
2\
\3
ЦОЕ
\5\
Примечания: а) ось абсцисс — степень ценностно-ориентационного единства людей группы (ЦОЕ);
б) ось ординат — степень и характер общественной значимости деятельности членов группы;
в) группа в позиции 1 — диффузная; 2 — кооперация; 3 — коллектив; 4 — сплоченная бандитская шайка или другая достаточно сплоченная асоциальная группа; 5 — складывающаяся асоциальная группа.
Психика социальной группы не сводима к психике человека, к психологии личности. Групповая психика, выступая сложной совокупностью содержания и состояния социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями деятельности членов группы, своеобразием материально-технических и экологических условий ее жизни и деятельности. Большое влияние на содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики оказывают личностные особенности ее членов, своеобразие восприятия и понимания ими мира, действительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни.
В целом содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики, ее отдельных феноменов (и это не является исключением для коллектива) определяются многими факторами и обстоятельствами: историческим опытом жизни и деятельности данной группы, экономическими, политическими,
377
правовыми и другими социальными условиями, своеобразием деятельности и конкретных обстоятельств, в которых группа оказалась в тот или иной момент или в течение какого-то времени, и др.
Что же касается специфики психики социальной группы, коллектива, то она определяется в первую очередь ее группообразую-щими признаками: для группы подростков — подростковый возраст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этнической группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воинского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (военно-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т.п.).
Без правильного учета группообразующих признаков нельзя понять психику той или иной социальной группы (семья, производственный, учебный или педагогический коллектив, криминальная группа, спортивная команда и т.п.).
В отечественной психологии при едином, общем понимании сути коллектива и коллективизма есть и некоторое своеобразие в определении понятия «коллектив».
К. К. Платонов считал, что коллектив — это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества (см.: Коллектив и личность. — М., 1975. — С. 13).
А. В. Петровский под коллективом понимает организованную группу, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (см.: Петровский А. В., Шпа-линский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978. — С. 69).
Коллектив — это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.
Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:
1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности (А. С. Макаренко, А. В. Петровский);
2) контактность (как непосредственная, так и опосредованная);
3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства (А. С. Макаренко);
4) определенный уровень развития коллективистической психологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности-
378
Интересен подход А. С. Макаренко к пониманию коллектива. Основные позиции педагога по данному вопросу таковы:
коллектив — целеустремленный комплекс личностей;
коллектив — такая общность людей, цели деятельности которой выходят за рамки собственной организации и вплетаются в интересы других, более широких общностей, общества в целом;
подлинный коллектив возможен только на социалистическом Принципе организации;
коллектив — непростая совокупность людей. Коллектив характеризуют те связи и отношения, которые возникают между людьми;
в коллективе никто не имеет не только права, но и возможности куражиться и издеваться даже над самым слабым членом коллектива. В коллективе каждый ощущает свою защищенность.
Подлинный коллектив играет исключительно большую роль в жизни и деятельности человека.
Во многих видах современной профессиональной деятельности коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности.
Коллектив является одним из основных субъектов формирования и развития гуманистической, коллективистически ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность. В этом смысле слова коллектив выступает своеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворения многих значимых для нее потребностей.
Коллектив, его духовная жизнь, массовая психика и ее отдельные феномены являются своеобразной призмой, трансформатором, преломляющим идущие извне воздействия на личность. Вот почему работа по сплочению коллективов, поддержанию в них здоровой морально-психологической атмосферы выступает одной из главных забот руководителей, каждого члена коллектива.
Оптимальным количественным составом группы, при котором она становится дееспособным коллективом, А. С. Макаренко считал 15 человек: «Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя». Минимальное количество людей, при котором социальная группа может приобрести черты подлинного коллектива, — 7 человек. По утверждению А. С. Макаренко, в группах численностью менее 7 человек трудно создать подлинный коллективизм, в них обычно и развивается дух семейственности, вседозволенности, попустительства, корпоративности, группового эгоизма.
А. С. Макаренко выделил четыре уровня развития коллектива, превращения социальной группы в подлинный дееспособный коллектив. Основным показателем развития коллективизма,
379
преобразования группы в коллектив он считал развитие требовательности в группе. В зависимости от этого он вьщелял следующие уровни:
1. Требования предъявляются руководителем и им же прилагаются усилия для их претворения в жизнь.
2. Требования руководителя поддерживаются и проводятся в жизнь активом коллектива.
3. Требования к людям предъявляет сам коллектив как непосредственно, так и через свой актив, органы управления. Коллектив при необходимости использует и соответствующие санкции если его требования не исполняются.
4. Каждый член коллектива предъявляет требования к себе и к окружающим.
В современной отечественной социальной психологии разработана и считается общепринятой так называемая многоуровневая, стратометрическая концепция коллектива (А. В. Петровский и др.), суть которой в следующем: малая социальная группа в своем развитии и превращении в коллектив проходит три этапа, соответственно которым в ней выделяются три уровня (слоя) межличностных связей и отношений.
Первый — внешний, эмпатийный уровень, когда взаимоотношения между членами группы основаны на взаимных или односторонних симпатиях — антипатиях, доверии — недоверии, влечении — отторжении и т. п. Такие отношения, по существу, ни к чему не обязывают и как складываются спонтанно, так и разрушаются. Это поверхностный слой взаимоотношений.
Второй — более глубинный слой межличностных отношений, когда они обусловлены технологией и результатами совместной деятельности, использованием средств и способов по ее осуществлению. Социальная группа становится достаточно слаженной кооперацией.
Третий — ядро, база коллективистских отношений и признак, дающий основание говорить о складывании коллектива: когда взаимоотношения между людьми обусловлены общностью их целей и устремлений в совместной деятельности, ее содержанием и смыслом, ценностями.
Коллективу присущи общие психологические черты (параметры), к числу которых в первую очередь относятся:
достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;
нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива;
высокая организованность, дисциплинированность, управляемость социальной группы;
достаточный уровень политической, правовой, в целом соШ1' альной зрелости членов коллектива;
380
благоприятный и устойчивый морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности.
При вхождении молодого сотрудника в трудовой коллектив характер и успешность разрешения возникающих проблем во многом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (активно или пассивно), какова мотивация его профессиональной деятельности.
Например, люди в коллективе могут в разной степени проявлять готовность принять профессиональные, нравственные и другие ценности и нормы, правила группы, коллектива. На этом основании можно выделить пять основных категорий сотрудников.
Ориентация
на ценности
группы
Ориентация на
нормы, правила
группы
Очевидно, что сотрудники типов 1 и 4 менее предпочтительны в коллективе, поскольку их личные ценности и интересы не соответствуют групповым, профессиональным. При первой же возможности им лучше предложить поискать другое место работы. Сотрудники типа 2 имеют высокую личную ориентацию на профессиональные и другие ценности коллектива, но имеют нонконформную ориентацию личности, всячески выступая против норм и правил, принятых в группе либо исходящих от руководства. При всем их бунтарском поведении, нарушениях трудовой дисциплины эти сотрудники любят свое дело, профессию, принимают и отстаивают Ценности коллектива. Наиболее предпочтительны и надежны сотрудники типа 3, поскольку они принимают и нормы, правила, и Ценности коллектива. Для этих сотрудников коллектив стал референтной группой. И наконец, сотрудники типа 5— золотая середина. Их обычно больше всего в коллективе, и именно они составляют его основной костяк.
381
В свою очередь, и сотрудники типов 2, 3 и 5, и сотрудники типов 1 и 4 могут занимать активную позицию в коллективе, а могут вести себя и пассивно. В зависимости от этого у них проявляются разные психические состояния, что сказывается на их вкладе в дела коллектива.
Степень непринятия
норм, ценностей
коллектива
Степень активности личности
Степень пассивности личности
Степень принятия норм, ценностей коллектива
Характерным для сотрудников представленных в системе координат групп является:
для 1-й группы — наличие радостного, мажорного настроения, оптимизма, контактности, общительности, инициативы, творчества при решении задач;
для 2-й группы — благодушие, умиротворение, безынициативность, стороннее наблюдение за ходом дел в коллективе. Они обычно останавливаются в своем профессиональном и творческом развитии, проявляют инертность в отношении инноваций, перемен, достаточно консервативны, устойчивы в своих позициях;
для 3-й группы — проявление уныния, пессимизма, замкнутости, апатии и т.п.;
для 4-й группы — неудовлетворенность, тревожность, психическая напряженность, проявления агрессии, нонконформности.
Это повышенно конфликтные члены коллектива. Очевидно, что мотивация поведения и деятельности сотрудников названных групп разная: для 1-й группы — это преимущественно мотивы делового, профессионального, деятельностного плана, мотивы достижения целей; для 2-й группы преобладают мотивы личностного престижа, самоутверждения в глазах сотрудников, в своем мнении, мотивы избегания неудач, мотивы одобрения своих качеств, достижений, мотивы статусного характера; для 3-й группы характерны мотивы так называемого вынужденно безысходного плана (страх остаться без дела, близость работы от дома, приемлемая сменность работы и т. п.); у 4-й группы чаще проявляются мотивы материального плана, связанные с престижем профессии, ее современным статусом, надежностью и др.
В социальной группе, производственном, трудовом коллективе складываются различные структуры связей и отношений лЮ"
382
дей. Их знание позволяет специалисту, руководителю лучше ориентироваться в реальных взаимоотношениях в коллективе, малой группе.
Различают социометрическую и коммуникативную структуры малой группы и структуру властных отношений.
Социометрическая структура — это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений по тому или иному критерию, признаку.
Эта структура включает в себя:
1) психологические связи и отношения членов группы, основанные на их выборах, предпочтениях, предрасположенности, отвержении или нейтральных отношениях;
2) социометрические, социально-психологические статусы членов группы (определяются количеством выборов, предпочтений и отвержений членов группы):
социометрические «звезды» — наиболее предпочитаемые члены группы;
высоко-, средне- и низкостатусные члены группы (по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений);
изолированные члены группы (у которых отсутствуют любые выборы и предпочтения);
пренебрегаемые члены группы (имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений);
отверженные («изгои») — члены группы, не имеющие положительных предпочтений и могущие иметь отрицательные выборы («козлы отпущения», шуты, флюгеры);
3) систему эмоциональных предпочтений в группе, уровень эмпатийности-ригоризма каждого члена группы (так называемый эмпатийный статус членов группы);
4) систему устойчивых стихийно складывающихся микрогрупп межличностного предпочтения, имеющих свое строение, лидеров, уровень сплоченности, характер направленности и межгрупповых отношений.
Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией — показатель положения члена группы. Члена группы, обладающего наибольшим количеством информации, называют коммуникативным лидером.
Различают несколько моделей коммуникативной структуры группы; движения информации:
фронтальная структура — члены группы не вступают в контакт ДРУГ с другом, хотя находятся рядом и видят друг друга, что позволяет учитывать реакции и поведение других членов;
383
радиальный вариант — вся информация передается членам группы только через центральное лицо, что затрудняет получение обратной связи от партнеров, зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно, до конца реализуя свою собственную позицию;
иерархическая структура имеет два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга, а другая — нет.
Структура социальной власти в коллективе включают в себя два вида, две подструктуры властных отношений: руководство и лидерство.
Руководство — это официальная, формальная, социальная, административная система властных отношений. Это основанная на власти, правовых и административных нормах и правилах система регулирования поведения и деятельности прежде всего в профессиональной сфере членов коллектива со стороны соответствующих руководителей.
Руководители наделяются соответствующими вышестоящими органами (часто без согласия, а порой и вопреки желанию членов коллектива) правом планирования, регулирования, контроля и оценки поведения и деятельности членов коллектива. Руководитель имеет право использовать меры поощрения и принуждения, другие санкции по отношению к сотрудникам в интересах решения производственных, воспитательных и других задач. При руководстве люди вынужденно утрачивают часть своих свобод для реализации тех или иных своих потребностей (в получении заработной платы, квалификации, образования и т.п.).
Лидерство — это неофициальная, неформальная, психологическая, основанная на психологических преимуществах лидера система властных отношений.
При лидерстве люди без принуждения признают человека лидером, добровольно отдают ему часть своих свобод, наделяют его системой властных полномочий. Такая система властных отношений нередко складывается стихийно (хотя есть и другие способы, например, выборы), спонтанно.
Эти две системы властных отношений в коллективе могут иметь разную степень согласованности между собой, совпадения. Успешность решения производственных и других задач в коллективе, создания в нем благоприятной для сотрудников морально-психологической атмосферы находится в прямой зависимости от степени адекватности социальной, официальной и психологической-неофициальной системы властных отношений. М. В. Фрунзе не без основания считал, что лучшим руководителем является тот, который достигает поставленной цели без всякого использования административной власти.
384
Одной из важных характеристик (и форм проявления) власт- отношений выступает стиль поведения и деятельности руководителя и лидера, хотя понятие стиля поведения и деятельности применимо не только к руководителю, но и к любому сотруднику, члену коллектива.
В психологии выделяют следующие основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости от преимущественной ориентированности человека, руководителя:
деловой стиль — решение профессиональных и других поставленных задач;
коммуникативный стиль — преимущественное взаимодействие с сотрудниками, другими людьми.
В зависимости от характера такого взаимодействия различают стили: командный, административный, авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный, попустительский, анархический;
эгоистический стиль — преимущественное решение своих личных проблем материального, карьерного и другого характера.
Доминирование любого из названных стилей в поведении и деятельности человека свидетельствует о ригидности, шаблонности, стереотипности личности, ее недостаточной адаптивности.
Выделяется также гибкий стиль, когда человек в зависимости от обстоятельств, решаемых задач может и использует тот или иной из вышеназванных стилей. Это характеризует достаточно адаптивную, гибкую, нестереотипную личность.
Одной из характеристик и форм проявления групповой, коллективной психики выступает общее мнение. Оно оказывает существенное влияние на процесс вхождения молодого специалиста в трудовой коллектив. И потому важно знать специфику этого социально-психологического феномена, особенности его возникновения, формирования и развития.
Групповое, коллективное мнение — это совокупное суждение и отношение членов коллектива (всех или их значительной части) к событиям и фактам действительности в жизни коллектива и его отдельных членов, к их поведению и деятельности. Коллективное мнение выступает показателем направленности групповой психи-ки. Оно является своеобразным синтезом, сплавом индивидуальных мнений членов коллектива, одной из форм рационального, Умозрительного проявления группового, коллективного сознания и выступает мощной побудительной силой поведения и деятельности членов коллектива. В общем мнении, сложившемся в коллективе, проявляется сила убеждений, воли, чувств целого коллектива.
В коллективном мнении происходит оценка действий каждого коллектива. Такая оценка идет систематически, повседнев-}1°. оперативно в форме одобрения или осуждения, пожелания
13 S А Сласте..... 385
или требования. Оценочные суждения и отношения в коллективном мнении часто категоричны и однозначны и носят характер истины, поскольку в оценке своих сотрудников трудовой коллектив, как правило, не ошибается.
Вместе с тем мнение в коллективе — это источник обратной связи, информации для каждого сотрудника о соответствии его действий, поведения, отношений к делам в коллективе, товарищам по работе, коллективным нормам и правилам, ценностям
Коллективное мнение публично выражается руководителем собранием членов коллектива — это официальное мнение в коллективе.
В коллективе наряду с официальным мнением, которое выражается публично, может существовать и неофициальное мнение. Оно обычно формируется тогда, когда у членов коллектива есть расхождение с официальными оценками, нормами, правилами. Такое мнение может не только не совпадать с официальным, но и быть противоположно направленным. В таком случае неофициальное мнение не способствует сплочению коллектива, созданию и стабилизации в нем здоровой морально-психологической атмосферы. Оно — признак серьезных противоречий между членами коллектива.
В своем развитии коллективное мнение проходит ряд этапов.
1. Этап индивидуального сознания, когда по тому или иному факту, событию у членов коллектива складываются индивидуальные оценки, суждения, отношения.
2. Этап группового сознания, когда в результате взаимного обмена информацией, взглядами, оценками, отношениями в коллективе происходит объединение сотрудников вокруг тех или иных основных точек зрения по обсуждаемой проблеме. К тому же в коллективе обычно есть относительно устойчивые, стихийно сложившиеся микрогруппы, члены которых оценивают те или иные события, как правило, через призму групповых ценностных ориентации, установок.
3. Этап — когда в процессе обсуждения в различных формах взаимодействия (на собрании, в других формах общения) складывается единое мнение в коллективе.
Наиболее динамичной формой проявления групповой, коллективной психики являются общие, групповые настроения. Это общие эмоциональные состояния, эмоциональный настрой коллектива, та или иная степень единочувствия, совокупность сопереживаний людей, овладевших коллективом (либо значительной его частью) в тот или иной момент или отрезок времени.
Настроения присущи любой группе людей, даже случайной-Подчеркивая эту мысль, В. М. Бехтерев отмечал: «...Будем ли >*ь иметь перед собой случайно собранную толпу на улице... митинг -~ везде и всюду мы будем встречаться с проявлением общественны
386
настроений» (см.: Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. — СПб., 1911. — С. 7). Выступая преимущественно эмоциональной стороной духовной жизни той или иной социальной группы, коллектива, настроения существенно влияют на результативность совместной деятельности людей.
В отличие от индивидуальных эмоциональных состояний групповые настроения в большей степени обусловлены общественным, групповым бытием людей. Групповые настроения динамичны, они способны быстро распространяться в коллективе, быстро менять полярность: от позитивных к негативным, от подъема к апатии. В общем настроении в коллективе могут быть разные и даже противоположные тенденции.
Коллективные настроения обычно несут в себе большой энергетический заряд, обладают большой действенностью, заразительностью.
Настроения в коллективе часто обусловлены фактами и событиями действительности, непосредственно воспринимаемыми людьми. В возникновении общих групповых настроений большую роль играет подсознание людей. Групповые настроения более иррациональны и менее обусловлены рассудочной, рациональной деятельностью людей. Такие настроения могут заглушать голос разума и даже превращать социальную группу в толпу (при возникновении паники, например).
При наличии групповых эмоциональных состояний резко снижается действие такого механизма защиты людей, как критичность и осмысленность восприятия действительности. Так, например, активизация у людей общих эмоциональных состояний гнева, ненависти, чувств чести, достоинства, национальной гордости и т. п. понижает и даже может снять действие разума, осмотрительности, осторожности и всколыхнуть большой энергетический потенциал.
Интегративной характеристикой и формой проявления групповой, коллективной психики выступает морально-психологическое состояние (атмосфера) группы.
Морально-психологическое состояние коллектива — это обусловленное влиянием социальных, групповых, деятельностных и Других факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики членов коллектива; та или иная степень реализации, актуализации и Проявления духовных возможностей коллектива; определенный функциональный настрой психики людей в конкретных обстоятельствах экизни и деятельности, реально действующие духовные силы лю-Дей как фактор успешности действий и поведения.
Морально-психологическое состояние коллектива характеризует степень психологической готовности людей решать те или иНые задачи, осуществлять соответствующее поведение.
387
_________.^^ wviuannc ИМСС1 СВОЮ ПСИХОДО-
гическую структуру, основными компонентами которой выступают умонастроения, эмоциональные и волевые состояния. Оно характеризуется конкретным содержанием (профессиональным нравственным, политическим, эстетическим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии до энтузиазма) степенью общности для данного коллектива, прочностью, надежностью.
Одной из интегральных характеристик групповой, коллективной психики выступает сплоченность как та или иная степень ценностно-ориентационного единства группы. Сплоченность — это степень единомыслия, единочувствования и единодействия членов группы, коллектива, степень принятия ими соответствующих норм, правил, ценностей, отношений и т.п. Это степень единства членов коллектива, социальной группы на основе общности их потребностей, интересов, отношений, оценочных суждений, целей деятельности, взаимоотношений, подлинного коллективизма при решении профессиональных и других задач групповой жизни и деятельности. Степень единства может быть от полного согласования, совпадения до полного рассогласования.
В сплоченности выделяют две взаимосвязанные стороны: теоретическую — как степень общности единомыслия и единочув-ствия членов группы и предметно-практическую — как ту или иную степень единодействия.
Сплоченность выступает следствием проявления и взаимовлияния внутригрупповых интегративных процессов и характеризуется степенью общности целей и мотивов жизни и деятельности группы, всех входящих в нее людей. Высокосплоченный коллектив проявляет наивысшую свою дееспособность. Поэтому сплочение производственных, трудовых коллективов является одной из важных служебных и нравственных задач как их руководителей, так и каждого сотрудника, специалиста.
Сплочению коллектива способствуют как благоприятные внешние, объективные обстоятельства (здоровая морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень престижности, социального статуса ведущей деятельности коллектива и др.), так и внутренние (коллективистическое самоопределение и самоутверждение членов коллектива, общность их интересов, потребностей, позиций, высокий авторитет руководителей, актива коллектива). Особую роль в этом играет целенаправленная и систематическая работа по сплочению коллектива, формированию в нем подлинно коллективистической психологии, характеризующейся отношениями взаимного уважения, сотрудничества, помоши» дружбы и товарищества, а также отношениями взаимной ответственности и требовательности.
388
Основные направления работы по сплочению коллектива, созданию в нем благоприятной морально-психологической атмосферы:
а) правильное решение организационных вопросов: подбор и расстановка людей, обучение и воспитание актива, руководителей нижних звеньев, контроль и оценка деятельности сотрудников, стимулирование их деятельности и поведения и др.;
б) правильная организация деятельности и ее обеспечение средствами, материалами и т.п.;
в) целенаправленное проведение воспитательной работы в коллективе, направленной на формирование у людей коллективизма, нравственно-психологического здоровья, профессионализма, деловитости и т.п.;
г) повышение авторитета руководителя, актива, использование ими адекватного стиля взаимодействия с сотрудниками, психологически обоснованного стимулирования сотрудников, оценочной деятельности в коллективе;
д) недопущение и преодоление, профилактика негативных социально-психологических явлений, мешающих сплочению коллектива: индивидуалистического, эгоцентрического самоутверждения сотрудников; отрицательного лидерства, ведущего к созданию негативных стихийно складывающихся микрогрупп; недовольств, страхов, слухов, конфликтов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чем состоят особенности в изучении малых групп в отечественной и зарубежной психологии?
2. Что выступает объектом социальной психологии как науки?
3. Какова история изучения малых групп в социальной психологии?
4. Раскройте подходы к пониманию малой группы как объекта социальной психологии.
5. Дайте классификацию малых социальных групп.
6. Что изучает психология в малой группе?
7. Раскройте понимание и дайте классификацию социально-психологических процессов и явлений в малых группах.
8. Покажите понимание коллектива как одного из уровней развития малой группы.
9. Проанализируйте основные признаки малой группы, дающие основание считать ее коллективом.
10. Каковы основные идеи А. С. Макаренко о коллективе?
11. Дайте анализ основных функций коллектива, его возможностей решать различные задачи.
12. Раскройте этапы в становлении и развитии коллектива по А. С. Макаренко.
13. В чем состоит суть стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского?
389
14. Раскройте типологию и особенности поведения специалиста при вхождении в новый трудовой коллектив.
15. Охарактеризуйте особенности социометрической и коммуникативной структур малой группы, коллектива.
16. Покажите особенности структур социальной власти в малой группе.
17. Дайте сравнительный анализ процессов руководства и лидерства в малой группе, коллективе.
18. Раскройте понимание и особенности складывания, формирования общего мнения в малой группе, коллективе.
19. Дайте характеристику коллективных, общих настроений, эмоциональных состояний в малой группе, коллективе.
20. Раскройте понимание морально-психологического состояния в малой группе.
21. Дайте характеристику сплоченности как социально-психологического феномена.
22. Каковы основные направления работы по сплочению малой группы, коллектива?
- 347340. Г Ослгадоиск. Пр. ЯЛира. 43 Ten. S-73-46. Фаю 3-4&-24 окпо 46674321 £qq
- Часть I. Психология
- Глава 1. Характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии
- Глава 2. Психика и мозг
- Глава 3. Принципы и методы психологии
- Глава 4. История развития психологических знаний
- Глава 5. Понятие личности.
- Глава 6. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера человека
- Глава 7. Психические познавательные процессы
- Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности
- Глава 9. Психотипические и индивидуально-психологические особенности личности
- Часть II. Педагогика
- Глава 10. Педагогика в системе наук о человеке
- § 1. Общее представление о педагогике как науке
- §2. Объект, предмет и функции педагогики
- § 3. Образование как социальный феномен
- §4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики
- §5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Глава 11. Методология и методы педагогических исследований
- § 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- § 2. Философские основания педагогики
- §3. Общенаучный уровень методологии педагогики
- §4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
- § 5. Организация педагогического исследования
- §6. Система методов и методика педагогического исследования
- Глава 12. Аксиологические основы педагогики § 1. Обоснование новой методологии педагогики
- §2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- § 3. Понятие о педагогических ценностях
- §4. Классификация педагогических ценностей
- §5. Образование как общечеловеческая ценность
- Глава 13. Развитие, социализация и воспитание личности
- § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- §2. Сущность социализации и ее стадии
- §3. Воспитание и формирование личности
- §4. Роль обучения в развитии личности
- §5. Факторы социализации и формирования личности
- § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Глава 14. Содержание образования
- § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
- §2. Теории формирования содержания образования
- §3. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования
- §4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
- §5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
- Глава 15. Педагогический процесс как система и целостное явление
- § 1. Исторические представления о педагогическом процессе как целостном явлении
- § 2. Понятие о педагогической системе Виды педагогических систем
- §3. Общая характеристика системы образования
- §4. Сущность педагогического процесса
- § 5. Педагогический процесс как целостное явление
- Глава 16. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
- § 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике
- §2. Законы и закономерности педагогического процесса
- §3. Понятие о принципах педагогического процесса
- §4. Принципы организации педагогического процесса
- §5. Принципы управления деятельностью воспитанников
- Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса
- § 1. Особенности осуществления целостного педагогического процесса
- §2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- §3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- §4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- §5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся
- §6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- §7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- Глава 18. Цель воспитания как педагогическая
- § 1. Генезис целей воспитания
- §2. Цель воспитания как система целей
- §3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания
- §4. Общая и индивидуальные цели воспитания
- Глава 19. Теоретические основы воспитания в целостном педагогическом процессе
- § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
- §2. Сущность личности в гуманистической концепции
- §3. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
- §4. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
- Глава 20. Формирование базовой культуры
- § 1. Философско-мировоззренческая подготовка специалиста
- §2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- §3. Формирование основ нравственной культуры личности
- §4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- §5. Формирование эстетической культуры учащихся
- §6. Воспитание физической культуры учащихся
- Глава 21. Учебно-воспитательный коллектив
- § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
- § 2. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
- §3. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
- §4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного
- § 5. Основные условия развития коллектива
- Глава 22. Теоретические основы обучения
- § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- §2. Функции обучения
- §3. Методологические основы обучения
- §4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
- §5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- §6. Виды обучения и их характеристика
- §7. Современные теории обучения (дидактические концепции)
- Глава 23. Формы организации педагогического процесса
- § 1. Понятие о формах организации педагогического
- §2. Общая характеристика классно-урочной системы
- §3. Урок — основная форма организации педагогического процесса
- §4. Дополнительные формы организации педагогического процесса
- §5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса
- Глава 24. Психология профессионального межличностного общения*
- Глава 25. Специалист и трудовой коллектив
- Глава 26. Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста
- Глава 27. Психология межличностных конфликтных отношений в коллективе
- Глава 28. Профессиональная адаптация специалиста
- Глава 29. Стресс и личность специалиста
- Глава 30. Профессиональная готовность специалиста*