logo search
Госы 080504 (2008г) / Билеты ГОС / Ответы на билеты

Животноводство.

По общему объему животноводческой продукции Российская Федерация занимает третье место в мире после Китая и США. Основную часть продукции – более 50-ти процентов – дает мясо. В структуре производства преобладает говядина (40–45%), далее следует свинина (около 30%) и мясо птицы (примерно 20%). Однако животноводческое направление дает не только сырье для мясоперерабатывающей продукции, но и молоко, и яйца, и сырье для кожевенной и текстильной промышленности, а также еще целый ряд наименований продукции.

Скотоводство. В структуре российского животноводства одну из ключевых ролей занимает скотоводство (разведение крупного рогатого скота), которое, в свою очередь, представлено следующими направлениями: молочное, молочно-мясное, мясомолочное, мясное. Территориальное размещение различных направлений скотоводства обусловлено дифференциацией кормовой базы. Молочное и молочно-мясное скотоводство распространено в более влажных лесных и лесостепных районах, так как для получения молока требуются сочные корма.

Молочное животноводство - северные, северо-западные и нечерноземные области, а также некоторые области Урала и Дальнего Востока. В этом ареале основные виды продукции животноводства – молоко и масло. Также необходимо отметить, что молочное животноводство, несмотря на ярко выраженную зональность, привязано к крупным городам и промышленным центрам.

Молочно-мясного скотоводства - Краснодарский край, Центрально-Черноземный район, часть областей Урала и Поволжья, Западная Сибирь. Наряду с производством традиционного молока, масла и сыра здесь организован откорм скота на мясо.

Мясное и мясомолочное направления распространено в засушливых степных и полупустынных районах. Мясомолочное и мясное направления размещены, главным образом, в Центральном, Северо-Кавказском (Ставропольский край и Ростовская область), Поволжском (Саратовская, Волгоградская, Астраханская области, Калмыкия) районах, на Южном Урале (Оренбургская область). Перечисленные регионы поставляют стране в больших количествах высококачественное мясо и кожевенное сырье, а также молочные продукты.

Свиноводство - к районам наиболее высокого развития свиноводства относятся Поволжье (на базе развитого зернового хозяйства и значительных посевов картофеля), Центрально-Черноземный район (развитое зерновое хозяйство, картофелеводство и сахаросвекольная промышленность). Значительную базу свиноводства представляет также Нечерноземье с развитым картофелеводством и посевами кормовых зерновых культур, отходами многочисленных предприятий пищевой промышленности. Уровень развития свиноводства наиболее высок в зонах высокоразвитого зернового хозяйства и картофелеводства, вблизи крупных городов и центров пищевой промышленности (развитие на базе использования отходов).

Овцеводство дает кроме мяса и шерсть – ценнейшее сырье для легкой промышленности. В нашей стране сложились различные породы овец и направления овцеводства: тонкорунное, полутонкорунное, полугрубошерстное и грубошерстное (курдючное, каракульское, овчинно-шубное). Тонкорунные и полутонкорунные овцы более требовательны к условиям содержания. Для них, несмотря на общую нетребовательность этих животных, хорошую приспосабливаемость к пастбищному содержанию в условиях степной, сухостепной и полупустынной зон, необходимы лучшие по обводненности пастбищные территории. Полугрубошерстные овцы, достаточно хорошо приспособленные к условиям полупустынной зоны, также обладают относительно высоким качеством шерсти. Грубошерстные овцы менее требовательны к условиям кормления и содержания. Среди них преобладают животные мясо-сального направления, которых разводят в полупустынных районах. От них получают мясо, сало, кожевенное сырье и грубую шерсть. Основными овцеводческими районами района являются Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, Восточная Сибирь и часть Урала, примыкающая к Поволжью.

Птицеводство является наиболее азональным направлением животноводства. Оно распространено в основном около крупных городов – вблизи центров потребления продукции. Кроме того, подобное размещение обусловлено еще и малой транспортабельностью одного из видов производимой продукции – яиц. Если все же говорить о естественных факторах, обуславливающих размещение отрасли, то здесь необходимо отметить тяготение птицеводческих производств к местам развития зернового хозяйства. Наибольшим поголовьем птицы выделяются Центральный и Уральский районы.

Коневодство - основное поголовье лошадей сосредоточено на Северном Кавказе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Оленеводство развивается на всей территории Крайнего Севера как основная отрасль сельского хозяйства.

ПчеловодствоАлтайский край, на территории Республики Башкортостан, на Урале, Центральной России.

  1. Понятие государственной власти, теория разделения властей и системы сдержек и противовесов во взаимодействии властей на примере РФ.

Государственная власть – явление социально-политическое. Это основная форма проявления политической власти определенной крупной социальной общности: народа, класса и так далее, обладающая специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе.

Государственная власть характеризуется следующими признаками:

Концепцию разделения властей связывают с именами английского автора Дж. Локка (1632-1704 годы) и французского юриста Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 годы).

Идея разделения государственной власти возникла в ходе борьбы крепнувшей буржуазии, выражавшей политические интересы широких слоев населения, выступавшего против абсолютизма, за демократию. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи революционной буржуазии выдвинули тезис о разделении государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предполагалось, что первая будет вручена избираемому народом парламенту, вторая – главе государства и правительству, третья – независимым судам с участием населения.

В современных условиях концепция разделения властей дополнена идеей баланса властей, системой сдержек и противовесов. Этот принцип означает, что в своей сфере каждая ветвь власти самостоятельна, но каждая из них находится под контролем, поскольку одна уравновешивает другую.

Система сдержек и противовесов не допускает ситуации узурпации власти одной из ветвей, блокируются односторонние и ошибочные решения государственных вопросов, а во-вторых, каждая власть имеет четко очерченный круг задач, что позволяет ей концентрировать усилия на конкретном направлении жизни государства, не распыляя силы и ресурсы.

Развитие государства не возможно без тесного взаимодействия различных ветвей власти. Это необходимо для определения общего направления государственной политики, что не отменяет возможных конфликтов властей, но такие противоречия допустимы по частным вопросам, они не должны касаться общего направления государственной политики.

Классическая концепция разделения властей подразумевает «горизонтальное» разделение компетенции между ветвями власти.

В современном мире применительно к федерациям можно говорить и о «вертикальном разделении власти». В данном случае можно выделить федеральный уровень власти и уровень власти субъектов федерации.

  1. Способы защиты прав работников: виды, формы, ответственность.

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

- защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

- самозащита работниками трудовых прав.

Федеральная инспекция труда  единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

- осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

- анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

- ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

- осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

- выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

- привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.