Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
В условиях рыночной экономики, использования новых форм хозяйствования специальные школы для глухих детей должны обеспечить воспитанникам знание основ производства, техники и технологии, профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда, сформировать у них психологическую готовность к трудовой деятельности и адекватную мотивацию выбора жизненного пути.
В результате научно-теоретического изучения проблемы трудовой политехнической подготовки глухих и многолетней опытно-экспериментальной работы в коррекционных учреждениях для лиц с нарушением слуха была разработана модель концепции обновления системы трудового и профессионального обучения глухих (Г.Н. Пенин). Ее основу составляют положения, комплексная реализация которых обеспечивает реальное совершенствование трудового и профессионального обучения неслышащих школьников. Одним из важнейших положений концепции является, обязательная организация трудовой деятельности учащихся на широкой политехнической базе, что поможет обобщить и систематизировать знания, обеспечит глухим применение на практике теоретических знании, усвоенных в процессе изучения основ наук.
В соответствии с предложенной концепцией уроки трудового и профессионального обучения, предусматривающие широкую политехническую подготовку, ориентируют учащихся с нарушениями слуха на овладение значительным арсеналом общетрудовых, общепроизводственных и специальных умений, которые могут быть использованы во многих видах профессионального труда (планирование и организация труда, сборочно-монтажные и контрольно-поисковые, вычислительные и измерительные, графические и конструкторские навыки, умение управлять техникой).
Весьма значимым является обеспечение преемственности трудовой подготовки глухих на всех этапах. Она предполагает использование в средних и старших классах прочной трудовой основы, формирующейся у воспитанников специальных школ на начальном этапе, в 1—4 классах.
Другим концептуальным положением является усиление межпредметных и внутрипредметных связей с учетом знаний, которые формируются на всех уроках. Наибольшую значимость имеют многообразные межпредметные связи трудового обучения и труда с общеобразовательными дисциплинами: физикой, химией, биологией, математикой и черчением. Дидактическая ценность этих связей заключается в сознательном усвоении школьниками трудовых операций, в уяснении теоретических основ действия различных орудий труда, в конкретизации общенаучных и специальных знаний. Под влиянием межпредметных связей политехнические трудовые и профессиональные умения школьников со слуховой депривацией приобретают гибкость, подвижность, системность, способность переноса в различные области познавательной и учебно-производственной деятельности.
Центральное место в концепции преобразования трудовой и профессиональной подготовки занимает положение о практической, прикладной ориентированности преподавания основ наук в школе для глухих детей. Суть его состоит в раскрытии на уроках политехнического потенциала, заложенного в естественно-научных дисциплинах; в формировании у школьников умения переносить знания из учебных ситуаций в технико-прикладные, т. е. на более высокую ступень их практической реализации.
Практическая, прикладная направленность в преподавании основ наук дает возможность получать обобщенные знания о современной индустрии, знакомиться с техническим оснащением промышленного и сельскохозяйственного производства, направлениями и способами его экологизации, технологией, экономикой, способами организации труда. В подобных условиях у глухих школьников активно формируются интеллектуальные и практические умения и навыки, необходимые в различных видах профессиональной деятельности.
При внедрении в педагогическую практику школ глухих обновленной системы трудовой подготовки следует предусмотреть нетрадиционные формы организации трудового и профессионального обучения школьников. Разработанная концепция перестройки трудового обучения включает в себя организацию производительного труда с профессиональной направленностью на базе новых учебно-производственных подразделений: школьных кооперативов, ученических хозрасчетных производственных бригад, межшкольных учебно-производственных мастерских, политехнических центров, учебно-производственных объединений и комплексов, арендных хозяйств, производственно-творческих товариществ. Это позволит расширить номенклатуру выбираемых объектов труда, акцентируя внимание на технико-технологической сложности, оригинальности, конкурентоспособности изделий, рекламе и сбыте выпускаемой продукции. В результате обеспечивается возможность пробы сил по разнообразным видам труда, что повышает политехнический кругозор учащихся, проблемную ориентированность, предпринимательскую инициативу и ответственность.
При всем многообразии форм (фронтальная работа, индивидуальная, индивидуализированная, парная, бригадная и др.)> применяемых в специальной школе, для обновления профессионального обучения и производительного труда важна прежде всего бригадная (звеньевая) форма.
Такая организация работы с одновременным разделением трудовых функций между школьниками-исполнителями помогает установлению важных с педагогической и экономической точек зрения отношений взаимной зависимости и взаимного контроля, будит творческую мысль детей, воспитывает у них чувство ответственности за качество изделий, сроки изготовления, экономию материала, дисциплинирует их.
Активное использование в производительном труде и профессиональной ориентации материально-технической базы различных учреждений, промышленных предприятий, а также вариативность содержания трудового обучения школьников в современных условиях диктуют необходимость изменения структуры их трудовой политехнической подготовки.
Одним из концептуальных путей решения этой проблемы является блочно-модулъный подход к структурированию содержания обучения труду. Суть его состоит в том, что программа по трудовому обучению строится из логически завершенных блоков учебной информации по конкретной области техники и технологии (например, обработке металлов, строительным работам, радиомонтажному делу, выращиванию растений и т. д.), полностью раскрывающих материал в объеме, необходимом для данного уровня трудовой подготовки.
В преобразовании трудового обучения глухих и слабослышащих важное место занимает создание перспективной модели трудовой и профессиональной подготовки.
Создание принципиально новой материальной базы для всех звеньев непрерывного образования глухих школьников предполагает внедрение в практику учебного оборудования, отличающегося модульностью, полифункциональностью, эргономичностью, а также широкое пользование вычислительной и микропроцессорной техники, имитаторов-тренажеров, сурдотехнических средств различного назначения, моделей гибкого автоматизированного производства и т. д. Оснащение рабочих мест подобным оборудованием открывает перспективу их вариативного использования как на уроках труда, так и в процессе обучения основам наук, возможность более полной реализации принципа политехнизма.
Ведущая роль в установлении деловых взаимоотношений между школами и предприятиями, в совершенствовании учебно-материальной базы, внедрении в практику новых форм организации трудовой подготовки, профессиональном и техническом становлении школьников принадлежит учителю трудового обучения.
В современной специальной школе необходим «универсальный» учитель: дефектолог-специалист в области производительного труда, профориентации, организатор-методист. Только обладая высокой общей и профессиональной педагогической культурой, учитель может сформировать у воспитанников системные, осознанные, глубокие политехнические знания, дать им широкие политехнические и специальные умения и навыки, развить творческие способности учащихся, их познавательные и профессиональные интересы.
В связи с этим в школах глухих необходимо создать специальные многоцелевые кабинеты ППО, располагающие удобными рабочими местами, учебно-наглядными материалами, инструментом и оборудованием. Необходимо иметь и кабинеты для занятий различных творческих кружков, функционирования постоянно действующих выставок детских работ.
Воспитательная, профессионально-политехническая, творческая функции трудового обучения старшеклассников с нарушениями слуха также могут быть значительно усилены. В соответствии с основными положениями концепции, строящейся на политехническом подходе, трудовая подготовка должна вестись с некоторым опережением по отношению к желаниям воспитанников, предвосхищать их запросы и интересы. Чем старше становятся школьники, тем меньше удовлетворяет их труд, требующий лишь физического напряжения. Необходимо включать в их трудовую деятельность элементы исследования, привлекать их к творческим поискам по совершенствованию конструкции объектов производительного труда, технологии производства изделий. Подобное содержание занятий оказывает на детей огромное личностно формирующее влияние, развивает их физические и умственные способности, трудовые и профессиональные интересы и склонности.
Современное общество призвано оказывать социальную поддержку инвалидам, в том числе глухим и слабослышащим, помогать им в раскрытии творческих способностей, осознанном выборе жизненного пути.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.