logo search
12461_lekcii_po_pedagogike

1.8 Воспитание на основе потребностей человека

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Сезонов.

Воспитание – это деятельность педагога, направлен­ная на создание психолого-педагогических условий для удов­летворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста-

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потреб­ностей личности учащегося.

Воспитание, в основе которого лежат потребности чело­века, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах:

1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внут­реннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внут­ренних сил.

2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учить­ся понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и са­мосознания, рационального и иррационального.

3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: вос­питывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений чле­нов сообщества.

4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутрен­нему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания — здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ре­бенка, чувство собственного достоинства.

5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста.

6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие вос­питателя и воспитанника на объективном единстве целей.

Содержание воспитательного процесса. К числу основных направлений воспитательной дея­тельности Валерий Петрович относит следующие:

- организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуще­ствляются развитие и благополучная социализация воспитан­ника (реализация потребности в творческой деятельности);

- создание условий для сохранения и укрепления здоро­вья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);

- формирование благоприятного нравственно-психоло­гического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждо­го, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности);

- создание условий для успешного самоутверждения каж­дого воспитанника в формах общественно полезной дея­тельности и общественно приемлемого поведения, обрете­ния каждым необходимого социального статуса в среде свер­стников (реализация потребности в уважении, признании);

- обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в по­исках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация по­требности в смысле жизни);

- психолого-педагогическое просвещение воспитанни­ков, обучение их способам делать правильный выбор, при­нимать решения; обучение приемам самопознания, саморе­гуляции, самоуправления и самовоспитания как основопо­лагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реа­лизация потребности в самореализации);

- воспитание (развитие) чувств, привитие оптимисти­ческого мировосприятия, научение (и собственным приме­ром) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении).

Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспи­тания педагогу необходимо знать и учитывать закономернос­ти, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:

а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;

б) определенная ведущая деятельность, благодаря кото­рой происходит психическое и социальное развитие школь­ника;

в) определенные психические новообразования, кото­рые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.

Имея отчетливые представления о половозрастных осо­бенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен со­блюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуа­циях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто ро­мантическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, что­бы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памя­ти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые пер­спективы, прорепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести дело до конца, несмотря на труд­ности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявле­ния, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существую­щих в педагогической науке и практике подходов и техно­логий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Сезонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.

Первый путь — это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности вос­питанников. В роли критериев оценки результативности мо­гут выступить такие параметры, как психологический кли­мат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учи­теля, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного со­общества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельнос­ти данного коллектива.

Второй путь связан с поиском неких глубинных основа­ний и признаков для оценки личности воспитанника, ког­да характеризуются не поступки, не внешние формы пове­дения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазви­тию и самоактуализации, целесообразно отнести:

- самоприятие (подтверждение перед собой ответствен­ности и законности собственного бытия), гармония и со­гласие внутренних «образов Я»;

- способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;

- знание себя, своих психофизиологических особеннос­тей: реакций, функций, влечений, способностей, темпера­мента, а в итоге — особенностей характера, стиля и такти­ки собственной жизни;

- признание и принятие окружающей среды, бытия дру­гих, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен);

- способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность);

- чувство собственного достоинства, самоуважение (вы­сокая оценка себя вне зависимости от особых личных до­стижений и приобретений);

- активность, поиск новых способов отношений с дру­гими, нацеленность на преодоление жизненных проблем,

оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;

- признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыс­лов жизни;

- эмоциональная и интеллектуальная независимость, го­товность к самостоятельному жизненному выбору;

- включенность в настоящее, способность получать удо­вольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.