logo search
374529_FC0C8_starodubova_n_a_teoriya_i_metodika

3.4.4. Средства и методические приемы воспитания звуковой культуры речи

В процессе формирования звуковой стороны речи воспитатели используют разнообразные средства: игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют усвоению всех разделов звуковой культуры речи. Ведущее место занимают игры. С их помощью можно обучать детей в игровой форме. Прежде всего используют игры со звукоподражанием. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала, особенно в младших и средних группах, где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи, Поэтому сначала звуки предлагаются в изолированном виде («у-у-у» — гудит поезд; «и-и-и» — кричит жеребенок) или в простых сочетаниях с твердыми согласными («тик-так» — тикают часы; «тук-тую> — стучит молоток; «га-га» — кричит гусь). Показывая образец произношения, воспитатель делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласный звук. В дальнейшем в содержание игры включаются более трудные звуки: шипящие («ш», «ж», «ч», «щ.>), а также «л» и «р». Игры со звукоподражанием должны систематически повторяться, пока воспитатель не добьется ясного произношения звуков. Воспитанию звуковой культуры также способствуют дидактические игры, которые используются во всех возрастных группах как на занятиях, так и вне занятий. С их помощью решаются все задачи звуковой культуры речи. Например, для того чтобы научить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру <Угадай, кто позвал?»: малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как их позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и т.д.). для закрепления произношения звуков в средней группе можно предложить игру «Телефон»: дети садятся на стулья в ряд, воспитатель тихо говорит первому сидящему слова, в которых есть нужный звук, и тот передает их соседу и т.д.; тот, кто исказит слово, садится в конец ряда. В детских садах широко используются подвижные и хороводные игры. Они не только дают детям возможность подвигаться, но и упражняют их в произношении отрабатываемых на занятиях звуков. Вот несколько примеров таких игр. Игра «Жуки. дети встают в круг. За кругом остаются 6—7 ребят. Среди них все, кто недостаточно отчетливо произносит звук «ж». Это — жуки). «Круг — это большая комната с окнами, — объясняет педагог. — Люди ушли, а окна не закрыли. В комнату залетели жуки (дети расцепляют руки), весело зажужжали: ‘ж-ж-ж-ж” Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки испугались, зажужжали громко, потом тихо. Мы не будем держать жуков в комнате. Пусть они летят» (В.В.Гербова). Игра Пузырь». дети стоят кругом, наклонив головы вниз, имитируя надутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: <‘Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя пузырь лопается, воздух выходит, дети не спеша идут к центру круга, произнося звук «ф». Начиная с младшей группы используются игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети произносят отдельные слова и фразы, в которых встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности. Тексты для инсценировок подбираются с учетом следующих моментов: — слово, содержащее нужный звук, должно стоять в начале или в конце фразы; — звуки, трудные для произношения, вначале следует отрабатывать в словах, состоящих из слотов (согласный + гласный), так как механизм смены артикуляционных движений у малышей еще не сформирован; — слово следует подбирать так, чтобы отрабатываемый парный звук был в одних случаях твердым, а в других — мягким («Мила— мыла»); — герои и персонажи должны быть забавными, вежливыми, а их поступки должны быть проникнуты заботой о других [28. — С. 166, 167]. Эти игры можно проводить с использованием фланелеграфа, игрушек или картинок. дети, следя за ходом инсценировки, повторяют за воспитателем (индивидуально, подгруппами, всей группой) слова и фразы, насыщенные отрабатываемым звуком. Например:

«Жила-была мышка. Кто жил-был? И не просто мышка. А мышка-норушка. Серенькое брюшко. Как ее звали? У мышки был мышонок. Кто был? Мышонок любил шуршать. Однажды Мыш ки не было дома и МЫШОНОК бегал по листьям. И шуршал, шуршал. Что делал? Сначала тихо. Вот так: щщ-щ-Ш-Ш. Как? Потом громче... И совсем громко. Что за шорОХ?” — удивилась кошка Мурлышка. Как ее звали? И прислушалась. Что сделала? Ой-ой-ой-ой, берегись, мышонок. Не слышит мышонок, шуршит. Скажите ему: Тише, тише, не шурши” (Воспитатель спрашивает 3—4 детей.) Услышал мышонок, притаился. Затих. Кошка Мурлышка подождала, подождала и ушла. Вот хорошо-то! (Воспитатель предлагает нескольким детям повторить последнюю фразу.) Тут и мышь вернулась. Кто вернулась? Вернулась и мышонка приласкала: «Мой шустренький, мой ушастенький”. (Повторяют ВС вместе.) (В. В. Гербова.) для развития произносительной стороны речи — закрепления и дифференциации определенных групп звуков, отработки отчет- диной дИКЦИИ, для развитиЯ голосового аппарата, умения говорить громко и тихо, быстро и медленно, изменять тон голоса — часто используются чистоГОВОРКИ и скороговоркИ. Они применяются так же для преодоления ВЯЛОСТИ, малоподвижности артикуляционного аппарата, для развития фонематического слуха. Чистоговорки и скороговорки, как правило, небольшие по объему и специально построены из сложных сочетаний звуков, слогов и слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить чистоговорки надо чисто, а скороговорки — скоро, быстро. Чистоговоркi4 произносятся в обычном темпе, а скороговорки — в ускоренном. При работе с детьми трех— пяти лет хорошо использовать небольшие по объему и простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен ребенку, близок его жизненному опыту («ду-ду-ду, растут яблони в саду»; <‘му-му-МУ, молока кому?’>; «та-та-та, хвост пушистый у кота» и т.д.). детям старшего дошкольного возраста можно предложить более сложные чистогоВоркИ на дифференциацию звуков и на развитие и совершенствование речевого слуха (<‘фа-ва, фа-ва, фа-вава, во дворе растет трава» «ца-са-ца-са, ца-са-са, на цветке сидит оса»; «жи-зы, жи-зы, жи-зы-зы, есть козлята у козы’>). Одни и те же чистоговорки можно использовать неоднократно с различной целью. Например, чистоговорку <‘лежит ежик у елки, у ежа болят иголки> можно применить для закрепления звуков «ж’> и «л» и в качестве тренировки голосового аппарата, когда ребенку предлагают произнести ее громко, тихо, шепотом, быстро, медленно. Скороговорки используются в старших группах («У четырех черепах по четыре черепашонка» «Шесть мышат в шалаше шуршат<’; <‘Прохор и Пахом ехали верхом» и т.д.). Новую скороговорку воспитатель должен произносить наизусть в замедленном темпе, отчетливо выделяя часто встречающиеся звуки. Читать скороговорку нужно несколько раз, ритмично. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее. После индивидуального проговаривания скороговорка произносится хором (всей группой, по рядам, небольшими группами). Интересно повторять ее по ролям. Скороговорки можно включать в вечера досуга. Это разнообразит их содержание и активизирует детей. для воспитания звуковой стороны речи большую ценность представляют загадки. Они не только уточняют и расширяют представления детей о предметах и явлениях, но и развивают наблюдательность, учат думать, подмечать характерные признаки предметов. Простые загадки можно предлагать детям уже на третьем году жизни, но при этом необходимо учитывать, хорошо ли они знают те предметы, о которых идет речь в загадке. Чтобы облегчить их отгадывание, в качестве опоры используются предметы, игрушки. Например, после знакомства детей с уткой воспитатель может загадать загадку: «По водичке плавает, громко крякает: кря-крякря-кря. Кто это?» При отборе загадок, особенно когда требуется установить наличие того или иного звука в отгадке (в старшей и подготовительной к школе группах), необходимо избегать тех из них, которые могут иметь несколько ответов. Не менее полезными для развития звуковой культуры речи являются пословицы и поговорки. Они используются для закрепления звуков, для развития фонематического восприятия. Так, поговорка <‘Семь раз отмерь, один раз отрежь» используется в качестве упражнения для дифференциации звуков «р» и «рь» в подготовительной группе. детям предлагается сначала назвать слова, в которых есть звук «р» (<‘раз>) и звук «рь» («примеры>, .‘отрежь<). В старшей группе в пословице «Без труда не вынешь и рыбки из пруда» детям предлагается назвать те слова, в которых есть звук «р<’ (<‘труда’>, «рыбки’>, «пруда»). Пословицы и поговорки способствуют нравственному воспитанию и приучают детей к более точному выражению своих мыслей. В качестве речевого материала для воспитания звуковой культуры речи используются также стихи и считалки. Они имеют многоцелевое назначение: способствуют закреплению звуков, применяются в качестве упражнений для выработки четкой дикции, для развития голосового аппарата. Заучивая на занятиях специально подобранные стихи, одновременно дети расширяют свои представления об окружающем. Так, например, разучивая стихотворение «Белка» З.Алексацаровой, дошкольники упражшiются в четком произнесении звуков «л» и <р>, а также узнают о том, чем питается белка, какие запасы она делает на зиму. Разучивая стихотворения о природных явлениях, дети усваивают интонационные средства выразительности. Считалки упражняют в отчетливом, громком произнесении и закрепляют, уточняют некоторые знания, полученные на других занятиях, например навыки использования порядкового счета. При воспитании звуковой КУЛЬТУРЫ речи применяются специальные методические приемы. 1. Сопряженная и отраженная речь. При сопряженной речи воспитатель и дети вместе повторяют слова или фразу, сказанные воспитателем. В младшей группе этот прием используется часто, а в старших группах лишь по отношению к детям с серьезными речевыми недостатками. Но уже начиная со средней группы воспитателю следует использовать способы, требующие от ребенка большой активности внимания. Среди них — прием отраженной речи, когда воспитатель предлагает ребенку вслушаться в то, как он произносит слова, стихи, а затем самому повторить их. При этом развиваются внимание и память детей. («Послушай, как я скажу: “Ворона закаркала кар-Кар-кар!” А теперь ты скажи».) При использовании этого приема у ребенка развивается активное слуховое восприятие. 2. Хоровая речь. С помощью этого приема достигаются хорошие результаты в укреплении неторопливого темпа и ритма речи, а так же других сторон звуковой культуры речи. Хоровую речь лучше использовать в работе с подгруппами, чтобы улавливать особенности речи детей. Речь хором должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность. Этот прием хорошо сочетать с индивидуальным повторением: “У-у-у” - сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ.) Послушайте, как сигналит Олин паровоз, Сашин... Танин...». 3. Показ и объяснение артикуляции звука с использованием Сказки о веселом язычке М. Генинг и Н. Герман [26]. Воспитатель средней группы рассказывает, что существуют специальные органы, при помощи которых человек произносит звуки речи. Скажите, дети, у вас есть язычки? (да,) А где они находятся? (Во рту.) Правильно! Язык у вас находится во рту. Рот это домик языка. домик открывается и закрывается. Посмотрите: я буду открывать и закрывать домик. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены.) А теперь скажите, чем домик закрывается? (домик закрывается зубами.) Правильно! Зубы крепко закрывают домики не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы это крылечко. Найдите языком нижние зубы. давайте все вместе откроем и закроем домик язычка. улыбайтесь, закрывайте домик так, чтобы зубы были хорошо видны. ‚Дети выполняют упражнение.) А скажите для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? (Едим, говорим.) Правилено! Но чтобы хорошо говорить, язык должен многое уметь делать. Он может быть широким, тонким. Посмотрите, какой у меня язык (Воспитатель показывает широкий язык. Затем он вызывает детей, умеющих делать язык широким.) В процессе уточнения и закрепления звуков воспитатель указывает на то, что при произнесении, например, гласных звуков «о» «у» губы надо вытягивать вперед и делать круглыми (как бублик). При знакомстве детей с более сложными звуками воспитатель рассказывает и неоднократно показывает, какое положение должны принять ЯЗЫК, губы и зубы для того, чтобы правильно произнести звук. 4. Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи и т.д. Например, чтобы развить речевое дыхание, в младшей группе детям предлагается подуть на ватку, султанчик, в средней — на шарики, игрушки, находящиеся в тазу с водой. При выполнении упражнения, направленного на развитие слухового внимания, детям младшей группы предлагаю определить на слух, на каком инструменте (барабане, бубне, металлофоне, дудке) играет Петрушка, а детей пяти лет просят указать направление их звучания. В старшей группе можно проводить словесные упражнения соревнования типа «Кто лучше скажет?» В соревновании участвуют две команды (по 2—3 ребенка в каждой). Одна команда произносит трудные слова и словосочетания, а другая слушает, затем — наоборот. Особый интерес у старших дошкольников вызывают упражнения, в которых намеренно какое-либо слово произносится неточно (<‘Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки»). дети должны обнаружить ошибку и подобрать нужное слово. 5. Рассказ -драматиз ция. Здесь используется принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками, создается возможность многократного повторения детьми речевого материала. Такие рассказы просты по содержанию и могут быть придуманы самим воспитателем. Приведем пример рассказа-драматизации «Катя на даче» для детей младшей группы. Катя уехала с мамой к бабушке в деревню. Бабушка покормила Катю и уложила ее спать. Рано-рано утром где-то далеко запел петух: «Кука-реку! Вставай, Катя!’ Катя проснулась, а в окно солнышко светит. Петя поет: Ку-ка-ре-ку!’ Курица-наседка клохчет: <Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!» Она цыплят собирает. А цыплята бегут к ней и пищат: «Пи-пи-Пи». На дорожке скачут воробьи и чирикают: «Чик чирик! Чик-чирик! Катя, иди гулять! Катя быстро позавтракала и выбежала во двор. За ней побежал котенок Барсик. Вдруг откуда ни возьмись собака Жучка. Она громко залаяла на нар- - сика: «Ам, ам, ам! Барсик испугался и жалобно замяукал: «Мяу.мяу! Катя закричала: Жучка, Жучка, нельзя!» Жучка сердито зарычала: «Р-р-ри, и ушла в конуру. Катя погладила котенка: «Барсик, Барсик, не бойся Жучку. А Барсик замурлыкал: «Мурр, мурр, мурр». дети, давайте вспомним, как петушок пел под Катиным окошком: сначала тихо, а потом громко. Как курочка-наседка клохтала? Кого она созывала? Как чирикали воробушки? Как рычала Жучка на Барсика? Кто взял Барсика на руки? Куда спряталась Жучка? Как замурлыкал Барсик на руках у Кати? (15.— С. 57Ь б. Использование пособий «Волшебный кубик>, «Звуковые часы». На гранях кубика наклеены картинки. Воспитатель переворачивает куб с грани на грань: «Вертись, крутись, на бочок ложись!» Вниманию предлагается одна из картинок. Дети хором или по одному исполняют соответствующую песенку. Картинки меняются по мере знакомства детей с новь[ми звуками. Пособие «Звуковые часы’>, разработанное Г.А.Тумаковой, состоит из демонстрационных, большого размера часов для воспитателей, и индивидуальных, маленького размера — для каждого ребенка. Изображения предметов на индивидуальных <>звуковых часах» разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым ребенком. Названия предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами (<жую, <лук), одно-два длинными (<Чебурашка, <Буратино»), два названия — трехсложные («машина», «курица»), а два — двусложные (<рыба>, «роза>). Вот примерные задания для детей четырех лет: «Произнесите названия изображенных предметов; вслушайтесь, как звучат эти слова; найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками; отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию>. А вот задания для детей пяти лет: «Найдите на часах самые короткие слова; укажите стрелками два ДЛИННЫХ слова; отыщите два слова: одно — короткое (укажите на него маленькой стрелкой), а другое — длинное (направьте на него длинную стрелку); найдите два слова-названия, в которых есть звук “е”; есть ли на ваших часах слова без звука “а”> и т.д. Средства, методы и приемы, о которых говорилось выше, используются на всех занятиях по воспитанию звуковой культуры речи в самых разных сочетаниях. Вопросы и задание для повторения 1. Что представляют собой звуки, каковы их функции? 2. Почему для дошкольников особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи? З. Из чего складывается звуковая культура речи? 4. для чего необходимо знать основные закономерности овладения детьми звукаип? 5. Перечiiслiiте закономерности овладения детьми звуковой стороны языка. б. От чего зависит воспитание звуковой стороны речи? 7. Почему овладение звукопроизношением воз:4ожно к пяти годам? 8. Почему ведущей формой обучения детей звукопроизношению являются фронтальные занятия? 9. В чем специфика занятий в разных возрастных группах? 10. Какие средства, методы и приемы помогают в воспитании звуковой культуры речи?