Глава 30. Профессиональная готовность специалиста*
Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста — это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека.
Вместе с тем профессиональная готовность предполагает наличие у специалиста соответствующего уровня физического здоровья, сформированности и развитости необходимых для успешной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это очевидно, поскольку любая профессиональная деятельность предполагает, что тот или иной уровень приложения человеком физических сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики.
В профессиональной готовности специалиста целесообразно выделять две взаимосвязанные стороны, грани, разновидности (М.И.Дьяченко, А.М.Столяренко):
предварительную, заблаговременную, потенциальную готовность как профессиональную подготовленность личности к соответству-
Глава написана совместно с Ю. В. Прошуниной. 458
ющей деятельности. Эта готовность специалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых, статических компонентов, психических образований — знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, смыслов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности;
непосредственную, сиюминутную, ситуативную готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально-психологической атмосферы в коллективе, социальной среде и т. п.
Вполне очевидно, что непосредственная психологическая готовность выступает следствием актуализации предварительной, недостаточный уровень (либо отсутствие) которой снижает проявление первой. Предварительная, потенциальная, заблаговременная психологическая готовность является основой непосредственной, ситуативной. И потому подготовка специалиста в вузе выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности.
С другой стороны, даже достаточно хорошо подготовленный к решению профессиональных задач специалист в нужный момент может оказаться не мобилизован, не настроен на соответствующую деятельность, его психическая регуляция профессионального поведения и деятельности соответствующим образом может быть не актуализирована. В таком случае успешное осуществление деятельности будет невозможно либо она окажется малоэффективной.
Как видим, профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.
Ведущей и наиболее сложной стороной профессиональной готовности специалиста является психологическая — профессиональная готовность психики специалиста. Это та или иная степень подготовленности и настроенности психики, духовных сил специалиста на решение профессиональных задач, исполнение своих функциональных обязанностей.
459
Основными компонентами профессиональной готовности психики специалиста выступают:
ориентировочный, интеллектуально-познавательный. Этот компонент включает в себя определенный уровень профессионального развития познавательной сферы личности специалиста: профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. В совокупности это составляет интеллектуально-познавательную готовность личности специалиста;
побудительный, потребностно-мотивационный, определяющий профессиональную направленность личности и силу прилагаемых ею усилий, степень усердия в деятельности (мотивационная готовность). Базовыми основаниями мотивационной готовности специалиста являются понимание смысла своей профессии, специальности, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности. В условиях вуза при подготовке специалиста мотивационная готовность к профессиональной деятельности проявляется в реальной мотивационной ориентированности студентов на профессиональное и личностное развитие и саморазвитие в образовательном процессе;
исполнительный, включающий в себя профессиональное мастерство (совокупность профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития профессионально важных способностей и волевой подготовленности специалиста, его способности саморегуляции поведения и деятельности — операционально-деятельностная готовность.
Ядро профессиональной готовности специалиста составляют профессиональная направленность личности и профессиональное мастерство.
Особую роль в профессиональной готовности современного специалиста играет его коммуникативная готовность. Такая готовность предполагает наличие у профессионала достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие.
Коммуникативная готовность личности возможна лишь при достаточном уровне речевой культуры человека, его умении правильно пользоваться словом, языком. Речевая культура личности — важный показатель уровня развития культуры ее мышления, а профессионально-речевая культура специалиста — показатель развития его профессионального мышления. Вот почему развитие общей и профессиональной речевой культуры при подготовке специалис-
460
тов является одним из неотъемлемых условий их личностного и профессионального становления.
Коммуникативная готовность специалиста предполагает развитие у него эмпатийности, доброжелательности, общительности, чувства товарищества, коллективизма, готовности и способности в своем взаимодействии с коллегами не создавать ненужной напряженности во взаимоотношениях, умений правильно разрешать возникающие трудности, коллизии в отношениях сотрудников, коллег по работе.
Важным условием успешности деятельности специалиста выступают его готовность и способность к профессиональному и личностному самоутверждению, его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно и всесторонне ре-ализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с сотрудниками, коллегами по работе. Успешность такого самоутверждения специалиста во многом зависит от его желания и стремления добиться успеха, от его установки на успех, от готовности к успеху.
В современной психологии есть немало разработок, посвященных проблеме успеха (см. список рекомендованной литературы). Под успехом принято понимать удачное достижение желаемой цели. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит от двух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний (УП) в данной ситуации, которые выступают формой выражения тех целей, которые человек ставил в своей деятельности.
Формула успеха может быть представлена следующим образом:
Успех =
Результат УП
Как видим, при одном и том же результате успех может быть разным (например, высоким, средним или низким) либо вообще отсутствовать, что зависит от целей, которые ставил человек. И наоборот, при одном и том же уровне притязаний личности успех будет разным в зависимости от результата деятельности.
В достижении успеха профессиональной деятельности ведущую роль играют личностные особенности специалиста. Из всего многообразия личностных параметров, необходимых для достижения жизненного успеха, В. Крофорд (см.: Три кита успеха. — СПб., 1997), опираясь на идеи Конфуция, высказанные в книге «Беседы и суждения», выделяет доброжелательность, мудрость и смелость. Автор разработал интересную методику для определения того, чего человеку не хватает для достижения успеха в делах. Очевидно, что для достижения успеха современному
461
специалисту наряду с выделенными тремя китами успеха необходим также соответствующий уровень и профессионального мастерства.
В современных исследованиях выделяют следующие основные психологические предпосылки достижения успеха:
нужно мыслить категориями успеха;
приобрести уверенность в себе;
активизировать сильную мотивацию достижения;
твердо знать то, чего хотите добиться;
иметь ясный план действий, позитивную настроенность на
дело, уверенность в успехе;
важно каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели;
необходимо видеть удачи, частные успехи и испытывать при
этом ощущения радости и счастья.
Особую роль в успешности профессиональной деятельности играет сильная мотивация достижения успеха. Исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни и деятельности человека. Люди с высоким уровнем мотивации достижения более уверены в успешном исходе дела, активнее ищут необходимую для этого информацию, готовы принять ответственное решение, более решительны, настойчивы, инициативны и чаще проявляют творчество в неопределенных ситуациях. В большей степени ориентированы на успех (и чаще добиваются успеха) интерналы (по сравнению с экстер-налами).
Любая деятельность имеет стрессовый, а некоторые (воинская, спортивная, журналистика, полеты в космос, испытание летательных аппаратов и др.) — особо стрессовый характер. При подготовке современного специалиста крайне необходимо формировать у него высокую стрессоустойчивость, готовность и способность успешно действовать в стрессовых обстоятельствах, уметь управлять своими психическими состояниями, использовать соответствующие психологические защиты.
Практика показывает, что специалист может и не проявить соответствующего уровня своего мастерства, профессионализма, если он не подготовлен действовать в затрудненных условиях, при воздействии на него стрессовых, экстремальных обстоятельств профессионального, социального, экологического и другого характера. И потому необходимым условием профессиональной готовности специалиста является психологическая готовность, которая характеризуется соответствующим уровнем устойчивости его психики к воздействию стрессовых обстоятельств, адаптивности личности, ее достаточной стрессозащищенностью, уверенности специалиста в своих силах и возможностях, в целом соответствующим уровнем надежности его психики.
462
Рассмотренные слагаемые профессиональной готовности „ г
ВОКУПНОСТИ СОСТаВЛЯЮТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ VDOBem mwA °"
личности специалиста. Уровень профессионализма
Современные представления о профессионализме на™™
смотренными аспектами включают также творческий W Успешность профессиональной деятельности современног
циалиста во многом зависит от его способности hSS
готовности к поиску видению и й П2
цалиста во многом зависит от его способност готовности к поиску, видению и решений новьП жизнью, общественной практикой задач Высокий S^ нализм современного специалиста предполагает н^ичиетвооче" ского начала в его труде, смелости в поиске новых ггу^ей следе™"
^/TMSSзадач как =
но действовать на современном рынке труда вностью Успеш-Вместе с тем важными слагаемыми профессиональной гот™ ности специалиста являются его профессионятт^о „ £ Диция, профессиональное мировоззрение^ неХодимыйТ Э?У" социального развития и соц/альной зр"ОСТ^^лГн0Сти 'Г листа позволяющий ему правильно ориентироваться I
Г1Г^=ГСКОЙ ПРаВ°В0Й
психики, сознания, организма к жизнедеятельности в цело»Гп„^ этом частьк> основной и базовой, определяющей успешГстье?"
„^* W? дамографической обстановки на Земле ле мографический взрыв- jcmjic, де-
,усиление адаптационного по-
463
Наряду с этим одним из направлений работы по повышению жизнестойкости современного специалиста являются его валео-логическая подготовленность, его готовность и способность проявлять квалифицированную заботу о своем физическом и психическом здоровье.
Практика показывает, что характерным для подавляющего большинства населения нашего социума, и в этом отношении квалифицированные работники, специалисты не исключение, являются низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физического здоровья.
В связи с этим валеологическое воспитание специалистов, всего населения предполагает решение прежде всего следующих проблем:
1) изменение отношения к своему здоровью, формирование позитивно-конструктивного отношения к нему;
2) проведение комплекса мер по поддержанию и укреплению психического и физического здоровья.
Среди комплекса мер по поддержанию и укреплению здоровья человека особую роль играют:
коррекция имеющихся у индивида негативных комплексов, привычек, установок и т.п., разрушительно влияющих на психику и организм человека;
повышение стрессоустойчивости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на его организм и психику;
обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда.
Интересный подход к решению этой проблемы предлагает В. М. Шепель. Среди основных направлений этой деятельности в первую очередь он выделяет такие:
а) самоорганизация труда, личная организованность, рациональное распределение рабочего времени, правильное оборудование рабочего места;
б) правильная организация личной жизни. Очень важно, чтобы личная жизнь была упорядочена, наполнена смыслом и соответствовала требованиям поддержания и сохранения психического и физического здоровья человека. Личная жизнь носит оздоровительный характер, когда человек отказывается от вредных привычек, и прежде всего от алкоголя и курения, осуществляет продуманное и сбалансированное питание (умеренное структурированное по содержанию, раздельное, акцентное), обеспечивает себе благотворный интим, создающий ощущение счастья, уюта семейной жизни, радости родительских отношений, удовлетворения сексуальными отношениями (подробнее см.: Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992).
464
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понимание профессиональной готовности специалиста.
2. Проанализируйте основные виды профессиональной готовности специалиста и покажите их взаимосвязи.
3. Что вы понимаете под психологической готовностью специалиста к профессиональной деятельности? Раскройте ее структуру.
4. Раскройте содержание основных компонентов психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности.
5. Обоснуйте психологические предпосылки достижения успеха в профессиональной деятельности специалиста.
6. Что вы понимаете под профессионализмом личности современного специалиста? Раскройте его слагаемые.
7. Обоснуйте необходимость подготовки современных специалистов в вопросах безопасности жизнедеятельности.
8. Раскройте понимание и необходимость валеологической подготовки современного специалиста.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Психология
Основная
Абрамова Г. С. Практическая психология. — Екатеринбург, 1998.
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. — М., 1990.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. — М, 1995.
Адлер X. НЛП: современные психотехнологии. — СПб., 2000.
Андреева Г. М. Психология социального познания. — М., 1997.
Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988.
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе: (Теоретические направления). — М., 1970.
Аниупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 1999.
Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: Пер. с англ. — М., 1998.
Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? — М., 1992.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1990.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1997.
Бородкин Ф., Коряк Н. Внимание: конфликт. — Новосибирск, 1989.
Бороздина Г. В. Психология делового общения. — М., 1999.
Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996.
Брэй Р. Как жить в ладу с собой и миром? — М., 1992.
Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912.
Голизик Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1995.
Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М., 1995.
Гриндлер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. — Воронеж, 1995.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — Л., 1987.
Дольник В. Р. Вышли мы все из природы. — М., 1996.
Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1985.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996.
Дружинин В. Психология семьи. — М., 1996.
Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М., 1997.
Ершов П. М. Потребности человека. — М., 1990.
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.
Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д, 1998.
ЗимичевA.M. Психология политической борьбы. — СПб., 1993.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2000.
Ильин Е. П. Мотивация поведения. — СПб., 2000.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.
466
Каширин В. П. Методические рекомендации по курсу «Основы психологии и педагогики». — М., 1997.
Каширин В. П. Основы психологии и педагогики. — Йошкар-Ола, 1998.
Каширин В. П. Самоутверждение курсантов: (Социально-психологический анализ). — М., 1984.
Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М., 1978.
Корнелиус X., Феир Ш. Выиграть может каждый. — Пермь, 1992.
Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. — М., 1995.
Крегер О., Тьюсон Дж. М. 16 дорог любви. — М., 1995.
Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.
КриулинаА.А. Психология общения. — Курск, 1993.
Кричевский Р.Д., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.
Крофорд В. Три кита успеха. — СПб., 1997.
Крысъко В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. — М., 1998.
Курс для высшего управленческого персонала. — М., 1970.
Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.; Нальчик, 1996.
Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. — М., 1999.
Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. — Ростов н/Д, 1997.
Литвак М. Е. Психологический вампиризм: Анатомия конфликта. — Ростов н/Д, 1997.
Лихачев Б. Т. Педагогика. — М., 1995.
МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997.
Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8т. - М., 1983.-Т. 1.
Масару Ибука. После трех уже поздно. — М., 1992.
Масляев О. И. Психология личности. — М., 1997.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
Мудрик А. В. Воспитание старшеклассников. — М., 1976.
Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1, 2, 3.
Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб., 2000.
Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб., 2000.
Панасюк А. Ю. Управленческое общение? — М., 1990.
Парыгин Б. Д. Основы социальной психологической теории. — М., 1971.
Парыгин Б. Д. Социальная психология. — СПб., 2000.
Петровский А. В. Личность в психологии. — Ростов н/Д, 1996.
Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. - М., 1978.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М., 2000.
Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.
Практическая психология в образовании / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997.
Прикладные проблемы социальной психологии. — М., 1983.
467
Пронников В. А., Ладанов И. В. Язык и мимика жестов. — М., 1998.
Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. — М., 1997.
Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского. — М., 1990.
Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб. 2000.
Романова Е. С, Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — Мытищи, 1996.
Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. — М.; Новосибирск, 1997.
Руденский Е.В. Социальная психология. — М.; Новосибирск, 1997.
Рыбаков М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
Сандомирский М. Е. Как справиться со стрессом. — Воронеж, 2000.
Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. — М., 2000.
Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 1991. — Вып. 2.
Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. — М., 1996.
Собчак Д. Н. Введение в психологию индивидуальности. — М., 1998.
Сосновский Б. А. Мотив и смысл. — М., 1993.
Социальная и военная психология. — М., 1990.
Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина. — Л., 1979.
Социальная психология и этика делового общения. — М., 1995.
Социальная психология личности. — М., 1983.
Социальная психология личности. — М., 1979.
Социальная психология личности в вопросах и ответах. — М., 1999,
Стивене Дж. Приручи драконов: Как обратить свои недостатки в достоинства. — СПб., 1996.
СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1997.
СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Практикум. — Ростов н/Д, 2000.
Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М., 1982.
Таусенд Р. Секреты управления. — М., 1991.
Черепанова Е. Психологический стресс. — М., 1997.
Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
Шепелъ В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992.
Шепель В. М. Секреты личного обаяния. — М., 1994.
Шепель В. М. Управленческая антропология. — М., 2000.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1989.
Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993.
Филатова Е. С. Соционика в портретах. — Новосибирск, 1996.
Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991.
Хекгаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. 1.
Холл С, Линдсей Г. Теории личности. — М., 1999.
Юнг К. Психологические типы. — М., 1992.
Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1985.
468
Дополнительная
Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1986.
Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика — межотраслевой педагогике. — Новосибирск, 1997.
Дейкер X, Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979.
Дерябко С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. — М., 1998.
Дэна Д. Преодоление разногласий. — СПб., 1994.
Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — М., 1985.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989.
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. — М., 1993.
Лабунская В. А. Невербальное поведение // Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д, 1986.
Диксон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. — СПб., 1997.
Межличностное восприятие в группе. — М., 1987.
Мелибруда Б. Я — Ты — Мы. — М., 1986.
Павлов К. В. Ваш психологический тип. — Киев, 1996.
Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989.
ПизА. Язык телодвижений. — Новгород, 1992.
Психология масс. — Самара, 1998.
Психология толп. — М., 1998.
Рабочая книга социолога. — М., 1976.
Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А.Ядова. — Л., 1979.
Тард Г. Социальные этюды. — СПб., 1902.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. — М., 1995.
Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого Я // Избранное. - М., 1990. - Кн. 1.
Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. — М., 1995.
Хорни К. Ваши внутренние конфликты. — СПб., 1997.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — М., 1992.
Педагогика
Основная
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
Бабанский Ю. К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю.Бабанский. - М., 1989.
Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. — М., 1990.
469
Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся. — М., 1983.
Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И.Шамовой. -М., 1991.
Газман О. С, Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. — М., 1992.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
Джуринский А. Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития. — М., 1993.
Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
Зайцева Л.В., Земляченко СВ. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. — М., 1997.
Зверева В. П. Образовательная программа школы: Структура, содержание, технология разработки. — М., 1998.
Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1992.
Ибрагимов Г.-Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе. — Казань, 1994.
Ильенко Л. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М., 1998.
Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.
Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. — М., 1989.
Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1999.
Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива. — М., 1997.
Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991.
Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов н/Д, 1994.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994.
Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. — Саратов, 1991.
Лихачев Б. Т. Педагогика. — М., 1992.
Лихачев Б. Т. Педагогика. — М., 1995.
Макаренко А. С. Изб. пед. соч.: В 2 т. — М., 1977. — Т. 1.
Морозова Т. В. Диагностика успешности учителя. — М., 1997.
Маркова А. К., Патис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993.
Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М., 2000.
470
МудрикА.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М., 1986.
Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М., 1978.
Новикова Л. И. Школа и среда. — М., 1985.
Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского — М., 1990.
Онищук В. А. Урок в современной школе. — М., 1981.
Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В.Бондарев-ской. — Ростов н/Д, 1993. — Ч. 1, 2.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зазюна. — М., 1989.
Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996.
Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1997.
Педагогический поиск/ Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М., 1990.
Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.
Пряникова В. Г. Интернациональное воспитание школьников. — М., 1987.
Развитие организаторских способностей руководителей школ / Отв. ред. Б.М.Чарный. — Пермь, 1990.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюш-кина. — М., 1991.
Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Коллектив авторов под рук. Е. Н. Шиянова. — Ставрополь, 1993.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
Система работы с одаренными детьми / Под ред. Н. И. Гарипова. — Уфа, 1993. - Ч. 1, 2.
Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология человека. — М., 1995.
Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. — М., 1995.
Стефановская Т. А. Педагогика: Наука и искусство. — М., 1998.
Стоуне Р. Психопедагогика. — М., 1985.
Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива// Избр. пед. соч.: В 3 т. — М., 1981. - Т. 3.
Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. — М., 1979.
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М., 1971.
Управление в образовании: Проблемы и подходы: Практическое руководство / Под ред. П.Карстанье, К.Ушакова. — М., 1995.
Ушинский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. — М., 1988. — Т. 1.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. — М., 1950.-Т. 8.
Философия образования для 20-го века. — М., 1992.
Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.
Франки В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
471
Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.
Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М., 1982.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов н/Д, 1995.
Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. — М., 1993.
Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. — М., 1993.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., 1988.
Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д.Зверева, Т. И. Суравегиной. — М., 1983.
Дополнительная
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М., 1977.
Баранов СП. Сущность процесса обучения. — М., 1986.
Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать. — М., 1992.
Богданов О. С, Черепкова СВ. Нравственное воспитание старшеклассников. — М., 1988.
Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. — М., 1993.
Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1987.
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. — М., 1989.
Занков Л. В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока. — М., 1984.
Иванова И. П. Воспитывать коллективистов. — М., 1982.
Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М., 1984.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М., 1979.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения.—Л., 1976.
Ковалев А. П. Педагогические системы: Оценка текущего состояния и управление. — Харьков, 1990.
Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.
Коротов В.М. Воспитывающее обучение. — М., 1980.
Коротов В.М. Самоуправление школьников. — М., 1976.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.
Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. — М., 1979.
Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М., 1987.
Луначарский А. В. О народном образовании. — М., 1958.
Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М., 1987.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977.
472
Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И.Шамовой. — М., 1992.
Mud M. Культура и мир детства. — М., 1988.
Мочалова Н.М., Мочалова О. Б. Технологический подход в обучении школьников. — Казань, 1997.
Мудрик А. В. Социализация и смутное время. — М., 1991.
Йеменский Б. М. Мудрость красоты. — 2-е изд. — М., 1987.
Немое Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988.
Никитин А. Ф. Педагогика прав человека. — М., 1993.
Особенности обучения и психическое развитие школьников 13—17 лет/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1988.
О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. — М., 1991.
Ребутовская Е. Возрастная динамика познавательного интереса. — М., 1998.
Саймон Б. Общество и образование. — М., 1989.
Сокольников Ю.П. Системный подход в воспитании. — М., 1988.
Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. — М., 1988.
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1975.
Ученическое самоуправление в школе сегодня и завтра: Книга для учителя / В.Е.Турин, В.Б.Поленов и др. — Киев, 1989.
Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. — М., 1983.
Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. — М., 1990.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. ПСИХОЛОГИЯ..................................................................3
Теоретико-методологические основы психологии............................3
Глава 1. Характеристика психологии как науки. Объект
и предмет психологии..................................................3
Глава 2. Психика и мозг...........................................................16
Глава 3. Принципы и методы психологии..............................30
Глава 4. История развития психологических знаний.............37
Психология личности......................................................................53
Глава 5. Понятие личности. Факторы социализации,
формирования и развития личности.........................53
Глава 6. Направленность личности. Потребностно-
мотивационная сфера человека.................................65
Глава 7. Психические познавательные процессы человека... 77
Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности.................103
Глава 9. Психотипические и индивидуально-психологические особенности личности................112
Часть П. ПЕДАГОГИКА..............................................................131
Теоретико-методологические основы педагогики.........................131
Глава 10. Педагогика в системе наук о человеке..................131
§ 1. Общее представление о педагогике как науке............131
§2. Объект, предмет и функции педагогики..................132
§3. Образование как социальный феномен....................135
§ 4. Образование как педагогический процесс.
Понятийный аппарат педагогики..............................139
§ 5. Связь педагогики с другими науками
и ее структура..............................................................143
Глава 11. Методология и методы педагогических
исследований............................................................146
§ 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях... 146
§2. Философские основания педагогики........................148
§ 3. Общенаучный уровень методологии педагогики.......151
§4. Конкретно-методологические принципы
педагогических исследований....................................152
§5. Организация педагогического исследования...........154
§ 6. Система методов и методика педагогического
исследования................................................................156
474
I
Глава 12. Аксиологические основы педагогики....................161
§ 1. Обоснование новой методологии педагогики..........161
§ 2. Аксиологический подход в изучении
педагогических явлений..............................................162
§ 3. Понятие о педагогических ценностях.......................164
§4. Классификация педагогических ценностей..............165
§5. Образование как общечеловеческая ценность.........169
Глава 13. Развитие, социализация и воспитание личности .. 171
§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема... 171
§2. Сущность социализации и ее стадии........................173
§3. Воспитание и формирование личности....................175
§4. Роль обучения в развитии личности.........................177
§ 5. Факторы социализации и формирования личности .. 178 §
6. Самовоспитание в структуре процесса
формирования личности............................................181
Глава 14. Содержание образования как средство развития
личности и формирования ее базовой культуры ..184 § 1.
Сущность содержания образования и его
исторический характер...............................................184
§2. Теории формирования содержания образования... 186
§ 3. Факторы, детерминирующие формирование
содержания образования............................................187
§ 4. Принципы и критерии отбора содержания общего
образования..................................................................188
§ 5. Нормативные документы, регламентирующие
содержание общего среднего образования...............190
Теория целостного педагогического процесса..............................196
Глава 15. Педагогический процесс как система
и целостное явление................................................196
§ 1. Исторические представления о педагогическом
процессе как целостном явлении..............................196
§2. Понятие о педагогической системе...........................197
§ 3. Общая характеристика системы образования..........199
§4. Сущность педагогического процесса.........................203
§ 5. Педагогический процесс как целостное явление.... 206
Глава 16. Закономерности и принципы целостного
педагогического процесса.......................................208
§ 1. Специфика проявления законов диалектики
в педагогике.................................................................208
§ 2. Законы и закономерности педагогического
процесса.......................................................................210
§3. Понятие о принципах педагогического процесса.... 211
§4. Принципы организации педагогического процесса...211
§ 5. Принципы управления деятельностью
воспитанников............................................................216
475
Глава 17. Методы осуществления целостного
педагогического процесса.......................................221
§ 1. Особенности осуществления целостного педагогического процесса......................................................221
§ 2. Классификация методов осуществления целостного
педагогического процесса..........................................222
§ 3. Методы формирования сознания в целостном
педагогическом процессе...........................................224
§ 4. Методы организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения учащихся.............230
§ 5. Методы стимулирования и мотивации
деятельности и поведения учащихся.........................239
§ 6. Методы контроля эффективности педагогического
процесса.......................................................................242
§ 7. Взаимосвязь методов осуществления
педагогического процесса и условия
их оптимального выбора.............................................247
Воспитание в целостном педагогическом процессе......................248
Глава 18. Цель воспитания как педагогическая проблема.....248
§ 1. Генезис целей воспитания.........................................248
. § 2. Цель воспитания как система целей.........................253
§ 3. Всестороннее гармоническое развитие личности
как цель воспитания....................................................255
§4. Общая и индивидуальные цели воспитания............257
Глава 19. Теоретические основы воспитания в целостном
педагогическом процессе........................................259
§ 1. Воспитание как специально организованная
деятельность по достижению целей образования.....259
§ 2. Сущность личности в гуманистической
концепции воспитания...............................................262
§ 3. Воспитание как процесс интериоризации
общечеловечесих ценностей.......................................265
§ 4. Тенденции и принципы гуманистического
воспитания...................................................................268
Глава 20. Формирование базовой культуры личности
в целостном педагогическом процессе..................271
§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка
специалиста..................................................................271
§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования
базовой культуры личности........................................276
§ 3. Формирование основ нравственной культуры
личности.......................................................................280
§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная
ориентация школьников.............................................285
§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся.....290
§6. Воспитание физической культуры учащихся...........295
476
Глава 21. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического
процесса....................................................................299
§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального
в педагогическом процессе........................................299
§ 2. Формирование личности в коллективе — ведущая
идея в гуманистической педагогике..........................300
§ 3. Сущность и организационные основы
функционирования учебно-воспитательного
коллектива....................................................................304
§ 4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного
коллектива....................................................................306
§ 5. Основные условия развития коллектива..................309
Обучение в целостном педагогическом процессе..........................312
Глава 22. Теоретические основы обучения............................312
§ 1. Обучение как способ организации педагогического
процесса.......................................................................312
§2. Функции обучения......................................................313
§3. Методологические основы обучения........................315
§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе
обучения.......................................................................318
§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса
усвоения.......................................................................322
§6. Виды обучения и их характеристика.........................325
§ 7. Современные теории обучения (дидактические
концепции)..................................................................328
Глава 23. Формы организации педагогического процесса... 334
§ 1. Понятие о формах организации педагогического
процесса.......................................................................334
§ 2. Общая характеристика классно-урочной системы.... 338
§ 3. Урок — основная форма организации
педагогического процесса...........................................340
§ 4. Дополнительные формы организации
педагогического процесса...........................................346
§ 5. Вспомогательные формы организации
педагогического процесса...........................................351
Часть III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..........353
Глава 24. Психология профессионального межличностного
общения....................................................................353
Глава 25. Специалист и трудовой коллектив.........................372
Глава 26. Профессиональный авторитет и самоутверждение
специалиста..............................................................390
477
Глава 27. Психология межличностных конфликтных
отношений в коллективе.........................................409
Глава 28. Профессиональная адаптация специалиста..........420
Глава 29. Стресс и личность специалиста.............................437
Глава 30. Профессиональная готовность специалиста.........458
Рекомендуемая литература..........................................................466
I
Учебное издание
Сластенин Виталий Александрович, Каширин Владимир Петрович
Психология и педагогика
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен в ИЦ «Академия»
Редактор Л. И. Хлопова
Технический редактор Е. Ф. Коржуева
Компьютерная верстка: Г. Ю. Никитина
Корректоры В. И. Хомутова, Е. В. Кудряшова
Подписано в печать 31.07.2001. Формат 60x90/16. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 30,0. Тираж 15000 экз. Заказ №778.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». 111399, Москва, ул. Мартеновская, 7. Тел./факс (095)330-1092, 305-2387.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
- 347340. Г Ослгадоиск. Пр. ЯЛира. 43 Ten. S-73-46. Фаю 3-4&-24 окпо 46674321 £qq
- Часть I. Психология
- Глава 1. Характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии
- Глава 2. Психика и мозг
- Глава 3. Принципы и методы психологии
- Глава 4. История развития психологических знаний
- Глава 5. Понятие личности.
- Глава 6. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера человека
- Глава 7. Психические познавательные процессы
- Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности
- Глава 9. Психотипические и индивидуально-психологические особенности личности
- Часть II. Педагогика
- Глава 10. Педагогика в системе наук о человеке
- § 1. Общее представление о педагогике как науке
- §2. Объект, предмет и функции педагогики
- § 3. Образование как социальный феномен
- §4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики
- §5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Глава 11. Методология и методы педагогических исследований
- § 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- § 2. Философские основания педагогики
- §3. Общенаучный уровень методологии педагогики
- §4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
- § 5. Организация педагогического исследования
- §6. Система методов и методика педагогического исследования
- Глава 12. Аксиологические основы педагогики § 1. Обоснование новой методологии педагогики
- §2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- § 3. Понятие о педагогических ценностях
- §4. Классификация педагогических ценностей
- §5. Образование как общечеловеческая ценность
- Глава 13. Развитие, социализация и воспитание личности
- § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- §2. Сущность социализации и ее стадии
- §3. Воспитание и формирование личности
- §4. Роль обучения в развитии личности
- §5. Факторы социализации и формирования личности
- § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Глава 14. Содержание образования
- § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
- §2. Теории формирования содержания образования
- §3. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования
- §4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
- §5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
- Глава 15. Педагогический процесс как система и целостное явление
- § 1. Исторические представления о педагогическом процессе как целостном явлении
- § 2. Понятие о педагогической системе Виды педагогических систем
- §3. Общая характеристика системы образования
- §4. Сущность педагогического процесса
- § 5. Педагогический процесс как целостное явление
- Глава 16. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
- § 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике
- §2. Законы и закономерности педагогического процесса
- §3. Понятие о принципах педагогического процесса
- §4. Принципы организации педагогического процесса
- §5. Принципы управления деятельностью воспитанников
- Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса
- § 1. Особенности осуществления целостного педагогического процесса
- §2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- §3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- §4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- §5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся
- §6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- §7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- Глава 18. Цель воспитания как педагогическая
- § 1. Генезис целей воспитания
- §2. Цель воспитания как система целей
- §3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания
- §4. Общая и индивидуальные цели воспитания
- Глава 19. Теоретические основы воспитания в целостном педагогическом процессе
- § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
- §2. Сущность личности в гуманистической концепции
- §3. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
- §4. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
- Глава 20. Формирование базовой культуры
- § 1. Философско-мировоззренческая подготовка специалиста
- §2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- §3. Формирование основ нравственной культуры личности
- §4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- §5. Формирование эстетической культуры учащихся
- §6. Воспитание физической культуры учащихся
- Глава 21. Учебно-воспитательный коллектив
- § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
- § 2. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
- §3. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
- §4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного
- § 5. Основные условия развития коллектива
- Глава 22. Теоретические основы обучения
- § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- §2. Функции обучения
- §3. Методологические основы обучения
- §4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
- §5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- §6. Виды обучения и их характеристика
- §7. Современные теории обучения (дидактические концепции)
- Глава 23. Формы организации педагогического процесса
- § 1. Понятие о формах организации педагогического
- §2. Общая характеристика классно-урочной системы
- §3. Урок — основная форма организации педагогического процесса
- §4. Дополнительные формы организации педагогического процесса
- §5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса
- Глава 24. Психология профессионального межличностного общения*
- Глава 25. Специалист и трудовой коллектив
- Глава 26. Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста
- Глава 27. Психология межличностных конфликтных отношений в коллективе
- Глава 28. Профессиональная адаптация специалиста
- Глава 29. Стресс и личность специалиста
- Глава 30. Профессиональная готовность специалиста*