Заключение
Под учебной деятельностью подразумевают - один из видов деятельности учащихся, направленный на усвоение теоретических знаний и способствующих интенсивному развитию мышления. Мотивы учения бывают разными (внешними, внутренними), но основным специфическим мотивом для нее является познавательный интерес. Цель учебной деятельности усвоение теоретического знания.
Формирование и развитие учебной деятельности проходит несколько этапов, каждому из которых соответствуют определённые ступени образования. При переходе с этапа на этап видоизменяются её основные характеристики (содержание, формы организации и т.д.).
Все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Ведущий признак - общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии - врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет - страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы. Умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей и при правильно организованном педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
При определённых условиях и при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов возможно у значительной массы учеников специальной школы воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая, нестойкая мотивация учебной деятельности. Особенностью отношения к учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта является то, что оно развивается в большей своей части под воздействием внешних стимулов. У учащихся с нарушением интеллекта может быть как положительное, так и отрицательное отношение к учебной деятельности. У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя, воспитателя.
Одной из особенностей специальной школы является то, что часть контингента (особенно в первом классе) состоит из учеников, переведенных из общеобразовательной школы, в которой они проявили полную несостоятельность в обучении. Насмешки сверстников (а иногда и учителей) выработали у них стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед коллективом учителей специальной школы в этом случае встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитания положительной мотивации учения, формирования положительных стереотипов. Моделирование проблемных ситуаций повышает интерес учащихся к учебному занятию.
Значительно способствуют развитию желания учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие школьников во внеклассной и внешкольной работе.
Исследование было построено в два этапа. На первом этапе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
На втором этапе были проанализированы методы по выявлению ведущего вида учебной деятельности и уровня учебной мотивации учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы и подобрана методика констатирующего эксперимента, выявлена особенность мотивации учебной деятельности школьников 1-го класса с интеллектуальной недостаточностью.
У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают:
игровой мотив;
внешний (подчинение требованиям взрослых) мотив;
мотив получения отметки.
Наибольшую силу для младших школьников с нарушением интеллекта имеет интерес к игровой деятельности. Следовательно, учителю на уроках необходимо включать игровой и занимательный материал.
Основным же побудителем к учению является внешнее воздействие учителей, воспитателей, родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам.
Мотив получения отметки связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя. Учитель является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста.
Остальные мотивы также имеют достаточную силу в учебной деятельности. Их умелое применение и использование может дать хорошие результаты.
Самый низший уровень учебной мотивации наблюдается у детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития, а также у учащихся, у которых основной дефект (интеллектуальная недостаточность) осложняется какими-либо расстройствами центральной нервной системы и нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Также на отношение младших школьников с нарушением интеллекта к школе и учению влияет позиция родителей. Если поведение родителей является поддерживающим, а не контролирующим, то у детей в большей степени выражено положительное отношение к школе. Жёсткое, авторитарное поведение родителей подавляет инициативность детей.
На основе теоретических положений и данных констатирующего эксперимента можно рекомендовать психолого-педагогические методы формирования познавательной мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Формирование познавательной мотивации учебной деятельности осуществляется по трём направлениям:
формирование положительного отношения к учению, школе;
формирование позиции школьника;
развитие познавательных интересов к процессу и содержанию учебной деятельности.
В приложении предложен игровой и занимательный материал по теме: «Число 10. Состав числа 10», который был использован на уроках математики. Цели урока: познакомить с числом 10,научить записывать число 10 цифрами 1,0; рассмотреть состав числа 10; развитие математической речи, внимания, мышления; воспитание нравственных качеств - доброты, взаимопомощи.
Предложенная система работы рассчитана на младших школьников с нарушением интеллекта. Игровой и занимательный материал является средством активизации мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Он учитывает мотивацию учебной деятельности младшего школьника с нарушением интеллекта и доминирование у него игрового мотива учебной деятельности. В подростковом возрасте изменяется структура мотивации учебной деятельности. Следовательно, изменяется и содержание работы по активизации мотивации учебной деятельности. Таким образом, поиск путей и средств формирования познавательной мотивации учебной деятельности у подростков может стать проблемой отдельного психологического исследования.
- Дипломная работа особенности состояния мотивации учебной деятельности учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Глава 1. Теоретические аспекты изучения учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью 7
- Глава 2. Изучение состояния сформированности мотивации учебной деятельность учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида 35
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты изучения учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью
- 1.1 Учебная деятельность как объект изучения психологии
- 1.2. Формирование учебной деятельности в онтогенезе
- 1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
- 1.4. Особенности учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью.
- Глава 2. Изучение состояния сформированности мотивации учебной деятельность учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2.1. Цель, задачи, организация и методика исследования
- 2.2. Результаты исследования.
- 2.3. Рекомендации психолога по развитию мотивации учебной деятельности учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- 1.Мотивационный этап:
- 2. Операционный этап:
- 1 Путь 2 путь
- 3. Рефлексия: