Социальная адаптация подростков в среде сверстников
Цель — знакомство с диагностическими методиками, направленными на понимание подростков и их отношений со сверстниками; знакомство с играми и упражнениями, способствующими развитию уверенности, активности и коммуникативных навыков у подростков.
Основной особенностью подросткового возраста является выход ребенка «на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества» (12, с. 226).
Наиболее значимыми для подростка становятся сверстники. Общение с ними, как интимно-личностное, так и групповое, становится необходимостью. В связи с этим подросток стремится (10):
Устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими.
Знакомиться с новыми, интересными людьми.
Быть принятым и признанным в социальных группах.
Устанавливать гетеросоциальные контакты.
Принимать и практиковать модели отношений с противоположным полом.
Осваивать поведение, характерное для своего пола.
Особенно ощутимой у подростков становится потребность в друзьях, поэтому детям часто приходится приспосабливаться к требованиям группы сверстников (что не всегда носит позитивный характер). Наиболее подверженными групповому давлению оказываются дети зависимые, чувствительные к мнению окружающих, тревожные.
Выбирая себе друзей, подростки ориентируются: на общие интересы; схожесть мыслей, взглядов, поведения; социально-экономический статус; успешность в какой-либо деятельности; участие в различных мероприятиях, не связанных со школьной жизнью; физическую привлекательность; личностные факторы (особенности характера, умение дружить, манера поведения).
Отсутствие или ограниченность таких контактов заставляют подростков переживать мучительное чувство одиночества. Проблемы в общении у подростков возникают по ряду причин (10):
трудности в выборе адекватного поведения с окружающими;
заниженная самооценка;
болезненная реакция на критику;
страх быть отвергнутым;
повышенная робость и застенчивость;
частое пребывание в состоянии подавленности и тревоги;
недоверие к окружающим.
Для подростка главной психологической проблемой является самоутверждение. Осознать самого себя в какой-либо деятельности, добиться успеха и признания — такие внутренние мотивы выходят на первый план психологического существования подростка.
Проведите исследовательскую работу среди студентов или учащихся школ по изучаемой проблеме, предварительно повторив материал по методологии проведения педагогического исследования.
Рекомендуемая литература
1.Альманах психологических тестов. М., 1996.
2.Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг впроцессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997.
3.БатаршевА.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М., 2001.
4 Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.
5.Минаева В.М. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость // Воспитание школьника. 2001. №7.
6.Минаева В.М. Актуальные аспекты раннего преодоления застенчивости // Человеческий фактор в условиях развивающегося информационного общества. Орел, 2002.
7.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
8.Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной. М, 1997.
9.Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1995.
10.Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
11.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М, 1993.
12.ФельдштейнД.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста: Хрестоматия повозрастной психологии. М., 1994.
- Семинарское занятие № 3
- Семинарское занятие № 4
- Семинарское занятие № 5
- Семинарское занятие № 6
- Семинарское занятие № 7
- Семинарское занятие № 8
- Семинарское занятие № 9
- Семинарское занятие № 10
- Семинарское занятие № 11
- Гуманистическое обучение и воспитание в школе - основа личностно-ориентированного подхода к учащимся
- Формирование мотивации учебной деятельности у школьников
- Система взаимоотношений между педагогом и школьниками
- Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка
- Социальная адаптация подростков в среде сверстников