14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха разработана Р.М. Боскис на основе положений о возможности познания явлений в результате их всестороннего изучения. Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р.М. Боскис построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются следующие положения.
Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного состояния у взрослого .У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а его состояние оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных отклонений. Потеря слуха нарушает речевое развитие ребенка, при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. При рано возникшей тугоухости без своевременного коррекционного обучения формируется общее недоразвитие всех сторон речи у слабослышащего. Несформированность речи препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познавательной деятельности. Особенности познавательной деятельности отражаются на умственном, нравственном, эмоционально-волевом развитии личности их-ха непонимания многих понятий и жизненных ситуаций. Затрудняется понимание окружающей действительности из-за недоразвития речи и социализация школьника. Наблюдается отклонения в физическом развитии, особенно у глухих (неправильная осанка, походка, нарушение координации движений)
Для правильного понимания своеобразного развития ребенка с нарушенным слухом важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха, т..е. взаимозависимость развития слуха и речи. С одной стороны, нарушение слуха препятствует нормальному развитию речи, с другой- функционирование слуха находится в прямой зависимости от уровня развития речи, от опыта речевого общения. Чем выше уровень развития речи, речевой активности у ребенка, тем больше возможности использования остаточного слуха. Способность использования слуха больше у человека, владеющего языком, его словарным запасом, грамматическим строем, культурой речевого общения. При большом опыте речевого общения дети имеют возможность лучше воспринимать обращенную речь, так как улавливают знакомые слова и фразы по смыслу на основе контекста. Дети с более развитой речью производят впечатление лучше слышащих. В свою очередь, чем лучше у ребенка слух, тем больше возможностей для самостоятельного развития речи на основе подражания речи окружающих.
Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи. При возникновении недостатка слуха у ребенка прежде всего нарушается развитие речи. Поэтому критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха от детей с тотальной глухотой является не только возможность использования слуха в общении, но и возможность развития речи при данном состоянии слуха.
Р.М.Боскис слуховую недостаточность у ребенка оценивает с точки зрения речевого развития при данном нарушении слуха. По этому критерию проводится отграничение тугоухости от глухоты.
Глухота- стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое ее восприятие даже на самом близком расстоянии от уха.
Тугоухость- стойкое снижение слуха, при котором, в отличии от глухоты, возможны: минимальное самостоятельное накопление речевого запаса на основе сохранившейся остаточной слуховой функции; восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком рассточянии от уха.
Уровень и особенности речевого развития при нарушении слуха обусловлены рядом причин. Р.М.Боскис выделяет четыре фактора, от которых зависит уровень развития речи: степень снижения слуха, время возникновения слуховой недостаточности, педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, индивидуальные особенности детей.
При одном и том же состоянии слуха возможен различный уровень речевого развития.
По этому критерию Р.М. Боскис выделила в пределах каждой категории 2 группы детей.
В зависимости от времени наступления слухового нарушения среди глухих выделена группа детей, которые либо совсем не приобрели речевых навыков, либо утратили их из-за ранней потери слуха- глухие без речи (ранооглохшие). Другая группа- глухие дети, овладевшие речью до возникновения глухоты и сохранившие ее в той или иной мере- глухие, сохранившие речь ( позднооглохшие).
Категория слабослышащих детей также неоднородна. Среди них выделяют: слабослышащие, обладающие речью с небольшими ее недостатками; слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.