19. Завершающие занятия в системе работы над художественным произведением. Повторение на уроках литературы.
На последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной деятельности. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора. Здесь необходимо заново осмыслить изученное, чтобы для учащихся выявился не обнаруженный ранее угол зрения на произведения. Напоминание центральных мотивов произведения в финале, как правило, связано с новым поворотом темы, прозрением, которое несколько иначе, чем предшествующий ход мысли, освещает изображенное. В системе работы над литературным произведением заключительные занятия – тот же финал. Они должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения. Прощаясь с ним, следует стремиться, чтобы ученик не только охватил его общим взглядом, но и заново пережил и заново осмыслил, понял, как много в нем осталось неизведанного. Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, учитель использует разнообразные формы работы: чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова (прослушивание грамзаписи), составление монтажа из наиболее ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций. Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается новыми открытиями в произведении, которое как будто вполне знакомо учениками. Но чтобы эти открытия произошли, необходимо вызвать в школьниках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа. Плодотворными оказываются на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной его основы. Новый материал, введенный в урок (мемуары), позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе. В старших классах степень самостоятельности учащихся на заключительных занятиях усиливается, постепенно усложняются задачи, которые мы ставим перед классом. Но сущность заключительного этапа остается такой же. Заключительные занятия – это этап анализа, его завершение, а не просто урок прощания с произведением. Поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, здесь должны найти свое законченное выражение. Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом – такова цель заключительных занятий. Появлению у школьников общего взгляда на произведение часто помогает работа над критической статьей, сопоставление различных трактовок произведения в критике и в искусстве. Заключительные занятия в старших классах призваны помочь ученикам исторически мотивировать позицию писателя, оценить ее с позиции современности. Заключительное занятие может протекать как размышления о жанре пьесы, анализ произведения может завершиться посещением спектакля (или просмотром его по телевидению) и написанием рецензии, которая позволит учителю заметить, насколько осознанны школьниками знания, перешли ли они в убеждения, умеют ли они их активно применять. Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач: 1. после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом. Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения, 2. заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам. 3. заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников. В классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания.
- 1. Литература в школе как учебный предмет. Школьные программы и учебники.
- 2. Методика преподавания литературы как научная дисциплина.
- 3. История развития методики литературы в 19 веке.
- 4. История развития методики литературы в 20 веке.
- 5. Теоретические проблемы современной методической науки. Традиционные и новаторские идеи в изучении литературы в школе.
- 7. Возрастные особенности восприятия художественного произведения учащимися средней школы.
- 8. Методы и принципы изучения литературы в школе.
- 9. Приемы анализа текста. Пересказ, виды пересказов.
- 10. «Скрытые» формы анализа текста.
- 11. Выразительное и комментированное чтение как приемы анализа текста.
- 12. Урок литературы как методическая проблема. Требования к современному уроку литературы, структура уроков, классификация уроков. Требования к анализу урока литературы.
- 13. Типы уроков литературы. Урок-семинар в старших классах средней шшколы.
- 16. Изучение художественных произведений в их родовой специфике. Особенности анализа эпических произведений.
- 1717. Особенности анализа лирики.
- 18. Особенности анализа драматических произведений.
- 19. Завершающие занятия в системе работы над художественным произведением. Повторение на уроках литературы.
- 21. Специфика курса литературы в старших классах. Лекция как тип урока при изучении обзорных тем.
- 24. Речевая деятельность школьников на уроках литературы, критерии речевого развития учащихся.
- 25. Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы.
- 26. Внеклассная работа по литературе: ее цели, особенности и формы.
- 27. Учет и оценка знаний на уроках литературы. Традиционные и новые формы аттестации школьников по литературе.
- 30. Государственный образовательный стандарт по литературе.